Учатся смотреть на огонь, не отводя глаз

Детской передвижной галерее Владимира Реутова – 15 лет

Вот уж кто не дает никому скучать, ни своим питомцам в возрасте до шестнадцати и старше, ни коллегам по совету межнационального содружества, ни нашей пресс-службе, так это он, основатель и директор детской галереи, герой многих публикаций журнала «Содружество культур», живописец, эмальер, педагог, член Союза художников России Владимир Михайлович Реутов.

Человек заводной, легкий на подъем, в своем репертуаре остается он и во времена пандемии. На октябрьское заседание совета отделения ассамблеи пришел с папкой новых работ авторов галереи и, как всегда, с последними новостями. По итогам всероссийского конкурса детского творчества «Учитель и ученик», проходившего попечением Русской православной церкви, семеро учеников Владимира Михайловича из его студии в Большом селе (не считая, конечно, его самого) награждены сертификатами участников.

dkg004.jpg
Выставка детской картинной галереи

Студийцы педагогов-призеров конкурса «Учитель и ученик» получили редкостный творческий шанс – проиллюстрировать сюжеты из жития Святого Благоверного князя Александра Невского. Ребята и на сей раз не подвели своего наставника. Для итоговой выставки в Москве жюри, состоящее из педагогов московской Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, отобрало серию иллюстраций ярославцев к сюжетам из детства и отрочества великого военачальника и дипломата, нашего земляка, уроженца Переславля-Залесского, к эпизодам первых походов молодого князя и его победоносных сражений – на Неве со шведами и на Чудском озере с немецкими рыцарями, битвы, вошедшей в учебники истории под названием «Ледовое побоище».

Ну а в ту папку, с которой пришел на совет Владимир Михайлович, давайте заглянем немного попозже. Пока же поговорим о том, без чего о Реутове и его галерее нельзя понять что-то самое важное.

dkg005.jpg
Ингушетия. Рисуем космос 

Однажды, уже здесь в Ярославле – Владимир Михайлович тогда был учителем рисования в школе №52 - ему передали пакет из родного города Грозного. В нем оказались аккуратно сложенные стопкой, разодранные осколками от снарядов фотографии, пробитые пулями акварели его студийцев из дворца пионеров, книги из его мастерской.

В первую чеченскую кампанию (сам Реутов предпочитает называть ее коротким и понятным каждому словом «война») от его мастерской, как и от самого, теперь давно восстановленного, Д ворца детского и юношеского творчества, где многие годы вел он изобразительное искусство, не осталось ничего, кроме пепелища с грудами битого кирпича.

dkg006.jpg
Кузнечихинская школа 2020 год

Семью вывез из пекла Красный Крест, приютил Ярославль – о том, как это было, во многих подробностях знаем по прессе. Центр «Эмалис» и его отец-основатель Александр Карих помогли освоить новое для Реутова дело - горячую эмаль, доставшееся нам от древнерусских златокузнецов светоносное ремесло для людей с характером и крепкими нервами, оно учит и в жизни смотреть на огонь, не отводя глаз.

Что пережили тогда малолетние дети Владимира Михайловича Юля и Дима, давно повзрослев, о том при случае могли бы они рассказать и сами. А вот пример того, как не согнуться перед судьбой, начать жизнь сызнова, как подниматься духом вдали от родного пепелища, всегда у них перед глазами – это он, их отец.

dkg007.jpg
Мастер-класс

Тот пакет из Грозного, обгорелые и простреленные листы с рисунками учителя и его учеников и сегодня служат ему подспорьем в подготовке к студийным занятиям в передвижной галерее, чьи фонды хранятся в его ярославской мастерской.

- Для меня остаются они, - послушаем его самого, - и трагическим знаком времен, и своего рода, да – «приложением» к методике, напоминанием в любые времена о призвании искусства как творчества – противостоять вражде и жестокосердию, быть реальной силой в защиту жизни.

Как-то, когда шло обсуждение проекта нового закона об образовании, Владимир Михайлович в интервью областной газете набросал устный «эскиз» школы будущего. С домашней часовней, астрономической обсерваторией, студией для «космических путешествий», с мастерской ремесел (в том числе, само собой, и эмальерной), концертным залом и театральной студией. Искусство, говорил он, уверенно ставя глаголы в настоящем времени, изучается в такой школе с малых лет, по-ломоносовски на равных с общеобразовательными предметами. С единственной богоугодной целью, той, что всю жизнь остается верен он сам (весной этого года ему исполнилось 85!): помочь вступающему в жизнь догадаться, зачем человек приходит в этот мир и как можно раньше разродиться всем лучшим в себе.

dkg008.jpg
Православная школа

В Ярославле воспитанник двух вузов – Краснодарского пединститута и Ленинградского института культуры, человек с наметанным глазом, способный уловить в детской душе искру Божию, Владимир Реутов быстро стал в учительском сообществе человеком уважаемым.

В городе заговорили о его «космических уроках». Эти свои полеты во сне и наяву он ставил как спектакли, где ребята по сюжету всегда спешили на выручку попавшим в беду.

Всерьез запасались в дорогу питьем и провизией. Зашторивали окна, выключали свет. После старта по стенам, по потолку начинало струиться текучее серебро Млечного пути, неведомые миры встречали их таинственными звонами. Прямо по курсу звездолета загоралось голубое светило отославшей на Землю сигнал незнакомой планеты «Спасите наши души!».

IMG_9481.JPG

Всё это путешественникам всякий раз предстояло вообразить и пережить, чтобы написать в цвете. На открытых мастер-классах воскресной школы при Сретенском храме в Ярославле, в Красноткацкой и Кузнечихинской сельских школах, на выездных занятиях в Большом селе, Данилове, Тутаеве он учит своих «космистов», не забывая о небе, крепко стоять на Земле. Пишут с натуры годовой солнцеворот вечно молодой живой природы, героев сказок, книг своих любимых писателей. Пером и кистью отстаивают правду и справедливость - один на один с листом бумаги и, в свой час, вместе со зрителями.

Было так на экологической выставке «Живи, Земля!» (Москва – Владимир – Ярославль) и у стендов постоянной экспозиции Музея космонавтики в Никульском, в родных местах легендарной «Чайки», первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Было так и на организованных под патронажем совета нашего отделения ассамблеи, при поддержке правительства области, регионального управления Министерства внутренних дел, Ярославской митрополии вернисажах «Красота Божиего мира» в гостевой зоне КЗЦ «Миллениум» в дни ярославских гражданских форумов, на сентябрьских выставках плакатов и рисунков ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом в Доме культуры «Магистраль» и «Афганский зной» во Дворце культуры имени А.М.Добрынина, открытой к 30-летней годовщине вывода советских войск из Афганистана.

dkg003.jpg

Последний свой проект «Ленинградская симфония» галерея Реутова посвятила 75-летию Победы и Году памяти и славы. Название подсказал ярославский ТЮЗ имени Виктора Розова. Обжигающим души спектаклем его художественного руководителя Игоря Ларина о ленинградской блокаде, с воспоминаниями матери режиссера, пережившей ее, с архивными документальными кинокадрами, музыкой Дмитрия Шостаковича, со стихами Ольги Берггольц.

Посмотрели спектакль, обсудили увиденное на мастер-классе в ресурсном центре. Взяли в руки карандаши и кисти. Что получилось, Владимир Михайлович и показал нам на совете: работы своих питомцев Ольги Тихоновой, Богдана Левина, Дарьи Волковой, Маши Грамолич. В них ребята снова сказали свое дружное «нет!» нетерпимости и агрессии, войне и жестокости.

dkg001.jpg

Совет сразу предложил отослать плакаты посольствам Азербайджана и Армении в Москве. Как предостережение тем взрослым, кто, видимо, подзабыл суровые уроки века мировых войн и локальных необъявленных войн – они и в новом столетии снова и снова вспыхивают в горячих точках по всей планете. Сообща к серии «Ленинградская симфония» и эпиграф придумали. «Дети должны жить!!!». Да, с тремя, очень требовательными восклицательными знаками.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе