Тропой козлотура

У нас полюбили цифровизацию, блокчейн и биткойн.
Полюбили нервной, запоздалой любовью. Начальники, понимая, что без блокчейна нынче труба, только о нем и говорят.

Вообще-то начальникам  – имеются в виду не конкретные физические лица, а начальники как вид (плюс, естественно, их идеологическая обслуга) – это не впервой. Не то ли же самое было с кукурузой?

В мультфильме 1957 г. “Чудесница” кукуруза исполняла арию о своих преимуществах:

“Я культура хлебная,

Я и ширпотребная!

Я крупа и маргарин,

Я мука и желатин.

Каучук и ацетон,

И тройной одеколон.

И тому подобное

Я на все способная!”.

Чуть позднее (в связи с планами догнать Америку по мясу, маслу и молоку) была сгенерирована частушка:

“Будут яйца, будет сало.

Будет масло через край,

Только лишь животным вдоволь

Кукурузы выдавай”.

Несколько похоже на немецкую идиому Eierliegende Milchsau (яйценесущий молочный поросенок), обозначающей на все руки мастера, но когда спустя полвека с лишним блокчейн объявляется средством от всех скорбей – не из той ли же это оперы?

Более же подробно предшествующая версия цифровизации была описана в повести Фазиля Искандера “Созвездие козлотура”, опубликованной в 1966 г.

В одной маленькой южной республике местный селекционер скрестил горного тура с обыкновенной козой, после чего местная газета “Красные субтропики”, узнав, что кто-то из начальства сказал: “Интересное начинание, между прочим”, развернула широкую пропаганду козлотуризации – козлотур “В среднем в два раза тяжелей обычной козы (решение мясной проблемы), он отличается исключительной  крепостью  конституции, что делает в будущем  выпас козлотуров  на самых крутых  горных  склонах практически безопасным. Благодаря мягкому, спокойному  характеру  животного  выпас козлотуров не  представляет большого труда и один пастух может справиться с двумя тысячами козлотуров. Густая шерсть белой и пепельной окраски – дополнительный подарок нашей  легкой  промышленности. Козлотур сохранил  высокую прыгучесть своего знаменитого  предка, а  также  красоту  рогов,  которые могут служить  украшением или  прекрасным сувениром для туристов и доброжелательно настроенных иностранных гостей”.

Далее пропаганда интересного начинания пошла неудержимо. Газета завела постоянную рубрику “По тропе козлотура”, а также (плюрализм!) рубрику “Посмеемся над маловерами”, где полемизировала с писавшими в редакцию скептическими агрономом и зоотехником. Стихотворение

“Назло любому самодуру

Я буду славить на века

И шерсть и мясо козлотура,

А также пышные рога”

было положено на музыку и регулярно исполнялось по радио, а на набережной было открыто заведение “Водопой козлотура”.

Завершилось это довольно традиционно. В центральной газете была напечатана статья, критиковавшая “необоснованные нововведения в сельском хозяйстве”, в особенности – “бездумную проповедь козлотура”. И – все закончилось. Только трио чонгуристок (местный музыкальный инструмент) временами исполняло без слов “Песню о козлотуре”, воодушевляя местную интеллигенцию.


Так что ничто не ново под луною, возможно, и блокчейн постигнет судьба козлотура.


Однако, пропаганда нынешнего интересного начинания все же отличается от пропаганды кукурузы etc.

Преимущества и кукурузы, и козлотура описывались внятным языком, доступным пониманию рядового гражданина. Из кукурузы действительно можно получить крупу, а также тройной одеколон, и для кормления животных она вполне пригодна. Равно как и гибрид козла с другим рогатым скотом в принципе может отличаться повышенной шерстистостью и мясистостью. Разум даже простого и некнижного человека в силах это вместить. Другое дело, что дьявол в деталях, и кукуруза, выращиваемая за полярным кругом, может не явить всех своих преимуществ. Как говорил у Искандера председатель колхоза Илларион Максимович, “хорошее начинание, но не для нашего климата”.

Тогда еще была жива традиция сциентизма, предписывавшая рассказывать об устройстве и принципе действия чудес науки (а равно агрономии и зоотехники). Тогда выходили популярные книги типа “Радио? Это очень просто” и “Телевидение? Это очень просто”, где на пальцах разъяснялись основы радиотехники, устройство радиолампы etc. То же с автомобилями и даже с космическими ракетами.

Способ рассуждения, описанный гр. Л. Н. Толстым – “Идет паровоз. Спрашивается, отчего он движется? Мужик говорит: это черт движет его”, – считался все же не совсем comme il faut. Иное дело при нынешнем прогрессе.

Славный математик, отец-основатель Рунета и страшный чернобай М. С. Вербицкий указывал: “Тот <непечатно>, кто пользуется механизмом, <непечатно> не понимая, как он работает”. Но беда в том, что сегодня 99% пользователей чудесных гаджетов, всяческих ифонов и если бы только ифонов заслуживают энергического определения, данного М. С. Вербицким.

Начальники же, рьяно пропагандируя козлотуризацию – цифровизацию, практически ничего не делают (и пропагандисты при них тоже) для того, чтобы рассеять заблуждение, что “Растет (или падает) биткойн. Это черт движет его”.

Причина такой невразумительности может быть различной.


Возможно, начальник подобен другу человека – “Все понимает, а сказать не может”.


Возможно, он сказать не хочет, ибо все ему и понятно, но не обо всем можно говорить. Широкое внедрение криптовалют, с одной стороны, обрушивает монополию USD, что вроде бы находящейся под санкциями России скорее на руку, с другой стороны, создает совершенно новый финансовый мир, где все неясно, что и как. Например, как минфин будет в этом новом мире собирать налоги и подати? Тут и вправду лучше замять для ясности.

Возможно, начальники просто находятся под влиянием чародеев:


“Мефистофель

Опять мы посрамляем маловера,

Все хором одобряют нашу меру,

И с золотым чеканом наравне

Биткоин укрепляется в стране.


Император

И вместо золота подобный сор

В уплату примут армия и двор?

Я поражаюсь, но не протестую”.


В любом случае, впрочем, не только Император, но и ширнармассы пребывают в большом недоумении. Очевидно, предполагается, что чудеса цифровизации облагодетельствуют граждан по формуле М. С. Вербицкого.

Автор
МАКСИМ СОКОЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе