Троллейбусный парк или фильм Каракса?

Перемещения по Москве ставят вопросы о жизни и искусстве


Этим летом после митингов в Москве особенно дружелюбно: всех этих людей на летних верандах ты где-то уже видел. Здесь все с айпадами, все пьют домашний лимонад с нарезанной зеленью, все у всех в друзьях в «Фейсбуке». Обсуждаются новости Московского кинофестиваля, премьера в МХТ, письмо в поддержку Pussy Riot и последний фильм Каракса.


Но в течение дня можно переместиться и в другой социальный контекст. Я переместилась на день рождения знакомого.

— Увидишь, там будут коренные москвичи, это такая порода! Ух! — убеждал сопровождавший меня близкий друг знакомого.

Кафе было в шаговой доступности. «Я буду долго гнать велосипед» встретило меня на пороге. Под музыку скакала группа женщин крупных размеров в муаровых платьях. «Коренные москвичи» пили водку «Пять океанов» и «морсик».

— Сашка, ты?! — с удивлением закричал именинник, будто это не он меня приглашал. — Сколько лет, сколько зим!

— Други мои! Сашка — это такой человек! Мы ее в школе будем изучать!

Присутствующие благодушно улыбнулись. Именинник представил всех: мужчину с бритой головой, соседа по лестничной клетке; сочинителя патриотических стихов, который немедленно спросил меня, за Путина ли я; начальника троллейбусного парка, тихого мужчину с ласковой улыбкой.

Женщина в персиковой кофточке сказала:

— Я не буду кричать, у меня горло болит, я тихо скажу: за тебя, ты — лучший!

Именинник умилился и тут же шепотом спросил у соседа:

— Слушай, не знаешь, как ее зовут?

Мужчины быстро пили, мало закусывали и наливали щедро. Крикнули тосты за Че Гевару, за капитанов дальнего плавания, футбольные речевки — за соседним столом эхом ответили. Потом прочли стихи про Путина, потом «из нового»: начиналось на манер «восстань, любезная Россия, и всех врагов свои смети…» и дальше не развивалось.

Сосед по лестничной клетке одобрительно крякнул, сказав:

— А то много всякой нечисти развелось… — и пристально огляделся.

— Где, где все? — кричал именинник с горечью, показывая на пустые стулья и нетронутые блюда. — Одна вишней отравилась, а другие что? Презирают?

Мысль об этом заставила его уйти курить на улицу, откуда он привел двух девиц.

— Посадите девчонок! Девочки, сами давайте представляйтесь!

Блондинка хмыкнула и откинулась, а брюнетка придвинулась и бойко сказала:

— Я Клавдия!

— А где работаете, Клавдия?

— Я бухгалтер.

— Бухгалтер чего?

— Бухгалтер организации! — изумилась Клавдия.

— Где твои актеры? — не унимался именинник. — Я и их пригласил! Я пригласил всех! Из «Фейсбука»! А знаешь что — звони им!

После звонка пришли актер Y с девушкой, режиссер Б., актриса Z, которой немедленно подмигнул начальник троллейбусного парка, и актер МХТ, вернувший мне культурный воздух репликой:

— Нет, ну как у него работали артисты! Артисты работали исключительно!

Начальник троллейбусного парка тем временем перечислял находящиеся у него в подчинении троллейбусы, выразительно глядя на актрису Z.

Тут сосед по лестничной клетке, подошел к артисту МХТ и строго спросил:

— Ты татарин? Нет?

— А ты татарин? — спросил он сразу же после этого у актера Y.

Актер Y действительно был татарин. Возникло некоторое напряжение. Снова стали читать стихи про Россию, окруженную врагами. А я из соображений безопасности уточнила:

— Он татарин, но москвич.

Но проблема была в том, что москвич и татарин, пришел на день рождения подготовленным — после премьеры, точнее после ее отмечания. Поэтому он довольно скоро, рубя воздух рукой, перегнулся через стол и стал кричать начальнику троллейбусного парка:

— Мужчина, нет, вот скажите, а у вас есть принципы? Я спрашиваю: есть ли у вас принципы?

Начальник троллейбусного парка ласково молчал. Молчание было его принципом.

Тут снова подошел сосед по лестничной клетке и спросил уже у режиссера Б.:

— А ты тоже татарин?

По роковому стечению обстоятельств режиссер Б. тоже был татарин.

Именинник одиноко пел русскую народную песню.

Тем временем актер Y на повышенных тонах продолжал полемику с начальником транспортного цеха. Начальник упорно молчал.

Мы переглянулись. Дело в том, что обычно сразу после этого у актера Y наступала фаза дуэли: классическая реплика «Ах ты, гниль!» и молниеносный бросок на противника с опрокидыванием столов, звяканьем приборов и восторженными криками женщин.

— Ну, пора, — подытожил актер МХТ. — На «Арт-Стрелке» нас режиссер С…

Нельзя сказать, что нашему уходу как-то огорчились. На «Арт-Стрелке» наш социальный контекст был восстановлен.

Но событийно рассказать об этом нечего. Видео Марины Абрамович, последний фильм Каракса, пармская ветчина с дыней. Все-таки хорошо, что Москва устроена кругами и можно из своего круга выпасть в другой, чтобы задать себе сакраментальный вопрос: искусство или жизнь? Номера троллейбусов или фильм Каракса?

Саша Денисова

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе