Традиционная семья: рудимент или будущее?

Споры о том, что же такое традиционная семья, и продолжит ли она свое существование на нашем веку, в последнее время приобретают все большую остроту. Одни видят в патриархальной модели семейной жизни исключительно отрицательные стороны — угнетение жены и детей мужем-тираном, пьянство, женскую беспомощность — и считают, что традиционный уклад жизни должен кануть в прошлое как его мрачный пережиток. 

Другие полагают, что только при традиционном составе семьи и распределении в ней ролей люди могут быть счастливыми, общество — стабильным, а демографический рост — положительным. Кто же прав?

Семейный портрет графов Морковых. Худ. Василий Андреевич Тропинин, 1813 г.

Для начала стоило бы разобраться, что именно мы понимаем под традиционной семьей. Традиционная семья — это, само собой разумеется, такая семья, где из поколения в поколение не прерывается некоторая традиция. Где потомки живут так, как жили отцы и деды.

Употребляя термин «традиционная семья» в ситуации нашего постсоветского общества, мы впадаем в некоторое противоречие. С одной стороны, из выступлений политиков и церковных спикеров ясно следует, что «традиционная семья» - это та, в основе которой лежит крепкий и желательно единственный брак мужчины и женщины, супружеская верность обязательна, многодетность приветствуется. А, с другой, всем хорошо известно, что три-четыре поколения наших предков — а практический опыт именно стольких поколений способна хранить в себе человеческая родовая память — жили совсем не так.

Быть традиционалистом сегодня — неужели это значит сделать восемь абортов, как бабушка? Или, как дедушка, гнать ее на аборты, запрещая «плодить нищету»? Как прадедушка, изменять жене с молодой снохой, пока сын в отъезде? Или, как мама с папой, развестись через год после рождения ребенка, потому что «не сошлись характерами»? Или, как тетя, родить ребенка «для себя» от женатого коллеги по работе, потому что возраст поджимает, а подходящего мужчины, за которого можно было бы выйти замуж, нет и не предвидится?

Увы, очень редко кто в наши дни может похвастаться «правильностью» своего родового древа. Трагические события XX века, революции политические и моральные прокатились по нашим семьям таким катком, что радоваться остается одному — все-таки чудом родились и живы. Вот только странно в такой ситуации называть «правильную» семью, без убиенных младенцев и прелюбодеяний, традиционной. Быть может, лучше и понятнее было бы называть ее христианской? Или тогда обидятся представители других конфессий и неверующие?

Крепкая семья - без абортов и измен - в нашем обществе, на самом деле, не консервативна, а радикально-революционна. Люди воцерковленные, старающиеся строить свою семейную жизнь по Евангелию могут рассказать массу историй о том, с каким давлением со стороны представителей старшего поколения им пришлось столкнуться, когда они, например, в довольно юном возрасте решили не «просто так пожить», а повенчались с самыми серьезными намерениями. Как мамы-бабушки-свекрови всем миром отговаривали их от второго-третьего-четвертого ребенка и чуть не под руки волокли к «одному знакомому доктору», который делает «хорошие аборты без осложнений». Как в 1990-е годы уже замужнюю и родившую первенца дочь родители приводили на смотрины к немолодому бизнесмену-полубандиту с комментариями вроде «а своего теперешнего нищеброда брось и забудь, с таким пропадешь».

Быть может, правильнее и эффективнее с пропагандистской точки зрения было бы называть семейные ценности не «традиционными», а новыми, революционными, передовыми? Роскошью, которую не могли позволить себе наши предки в другие исторические эпохи и которая теперь стала доступной каждому, стоит только захотеть?

Что, если говорить с подростками и молодежью о том, что множество сексуальных партнеров и разнообразие пробных отношений, — это в наши дни отсталость, презренный конформизм, верность хипповским идеалам ничего в жизни не понимающих «предков», а вот сохранение девственности до брака и многодетность в семье — это очень смело, революционно, это передовая социальная модель для самых решительных? И если говорить об этом будут не ровесники их родителей, а ребята лет на пять старше, живущие в соответствии со своими идеалами и нашедшие счастье на этом пути?

Есть и такая тенденция в православной среде — объявлять все традиционное по определению хорошим уже в силу своей традиционности. Например, домашнее насилие. К сожалению, среди людей церковных и даже священнослужителей можно найти немало тех, кто посоветует жене смиренно терпеть от супруга даже регулярные побои потому, что «сама разозлила, а муж на то и муж, чтобы жену учить». И не почувствует мук совести даже в том случае, если однажды «терпеливицу» найдут мертвой.

Наверное, есть и плюсы для людей православных в том, что семейные ценности в России разрушены практически до основания? Ведь в этом случае прежде, чем что-то возрождать, можно каждую модель семейных отношений, каждый их нюанс оценить именно с евангельских позиций? Не тащить с собой в «светлое будущее» без разбора все наследство, доставшееся нам в пыльном сундуке, а открыть, разобрать, рассортировать и значительную его часть выбросить на помойку.

Ольга ГУМАНОВА

Нескучный сад

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе