ТЕКСТИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Шоп-туры в Грецию за шубами, модные распродажи в Римини и рождественские распродажи в Лондоне – развлечения для богатых. А окунуться в волшебный мир безудержного шопинга хотят все. Наш ответ пресловутому среднему классу – популярный нынче «текстильный туризм»: шоп-туры в Иваново за наволочками, полотенцами и банными халатами. 

Чартер до города невест 

– На автобус не опаздывайте, – напутствовали меня в офисе одной из компаний, организующих шоп-туры в Иваново. – Ждать вас никто не будет, остановок по пути тоже не делают. Все очень хотят попасть прямо к открытию магазинов. 


«Текстильным туризмом» увлекаются в основном обычные ярославцы, отправляющиеся в город невест за дешевыми халатами, полотенцами и КПБ (комплектами постельного белья) для себя и родственников. «Чепэшники» давно уже ездят за товаром на своих автомобилях. 

В восемь утра на площади Волкова уже стоит несколько автобусов. Аншлага не наблюдается, везде есть свободные места. Но точка безубыточности наступает с половины проданных билетов, все, что выше, – чистая прибыль организатора. К слову, цена шоп-тура в Иваново невелика – всего 250 рублей, если ехать в один торговый центр, 350 – если в два. Расчетное время прибытия назад – пять вечера. 

В автобусе развлечений никаких, кроме рассказов экскурсовода – это такой культурный бонус для хоть и шоп-, но все-таки туристов. Экскурсовода слушают плохо: половина спит, половина рецензирует списки будущих покупок. Из озвученных цифр становится понятно, что большинство готово оставить в городе невест порядка 2500 – 3000 рублей. 

Ажиотаж и гонор 

В Иваново автобус въезжает с опозданием на десять минут, и над пассажирами нависает реальная угроза провала: этих-то минут может и не хватить на покупку полотенца-мечты! Экскурсовод неспешно рассказывает небогатую историю города, но нетерпеливые голоса все громче: 

– Ваше время вышло! Давай быстрее! К «Текстилю»! 

Наконец автобус заворачивает на площадку перед одним из торговых центров, который, к слову, год назад посетил Дмитрий Медведев. Но ярославцев больше заботит, куда их направят парковщики. В эту субботу не повезло: автобус едет на самый край стоянки, значит, снова придется терять время да еще и нести сумки лишние две сотни метров. 

Взволнованные таким поворотом событий гости устремляются на штурм огромной территории бывшей ткацкой фабрики. Сказочно низких цен никто не ждет, но на разницу в 30 – 50% от ярославского прайса рассчитывают все. Новички, ошарашенные низкой стоимостью товара, покупают даже то, что не нужно, опытные стратеги сначала обходят все отделы. Но и они рискуют: продавцов много, а времени мало. 

Кстати, ярославцев, приехавших за дешевым текстилем, вычислить довольно легко. Очень уж характерная манера держать себя: легкая пренебрежительность к продавцам и их товару плюс обостренное чувство собственного превосходства. 

– Покупают немного, но гонору хоть отбавляй, – поделилась своими наблюдениями о гостях словоохотливая продавщица, раньше работавшая ткачихой. – Хотят, чтобы и недорого, и качественно. А где я такой товар возьму?! 

чтобы было! 

На шопинг отводится пять часов – этого, оказывается, очень мало. Ярославцы возвращаются с полными пакетами постельного белья, полотенец, халатов, подушек. Одна девушка, согнувшись, подтаскивает к автобусу кучу гобеленовых картин: 

– Осторожнее грузите, я на них 15 тысяч потратила! 

– Девушка, а зачем вам столько гобелена? – интересуется Сергей, водитель автобуса. – Этак и стен не хватит дома! 

– Куда деть – разберусь! Главное – чтобы были! 

Сергей механически раскладывает пакеты и сумки по огромному багажному отделению. 

– Это еще что, – рассказывает он. – Вот несколько лет назад багажник забивали полностью, заваливали сумками задние сиденья да еще в проходы ставили. Ивановские гаишники знали об этом и всегда нас штрафовали. А сейчас и багажник полупустой. 

Только отъехали от торгового центра, как возникает яростный спор: останавливаться для покупки хорошей и недорогой водки местного производства или нет? В итоге автобус тормозит, и с десяток человек бросаются в магазин. 

Через 15 минут гонцы возвращаются, констатируя, что водка стоит так же, как и в Ярославле, качество наверняка аналогичное, но по паре бутылочек все равно купили. На всякий случай. 

...На обратном пути я подумал: что заставляет несколько сотен ярославцев каждую субботу таскаться в соседний областной центр и затариваться вещами не первой необходимости на год вперед? Нет, понятно, конечно, что кризис подстегивает искать товары подешевле. Но думаю, здесь еще важно моральное удовлетворение: в сравнительно бедном городе невест среди залежей дешевого текстиля можно хотя бы ненадолго ощутить себя настоящим представителем среднего класса. Шоп-туры в московские гипермаркеты такого эффекта не дадут: во-первых, они дороже, во-вторых, потрясти кошельком и изобразить из себя «белого человека» не получится даже на окраине столицы. Может, потому направление «Икея» – «Мега» – «Ашан» стоимостью, кстати, 600 рублей за тур, становится все менее востребованным. 

Андрей БАРКОВСКИЙ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе