Страховщики превращают тазики в корыто

Водители, страхующие свои машины по полису обязательного страхования, при авариях все чаще остаются у разбитого «корыта». Страховые компании либо признают себя банкротами, либо и вовсе исчезают, оставив своих клиентов разбираться с проблемой самостоятельно. 

Скоро год, как ярославец Роман Дандов пытается отсудить у компании-страховщика со стороны ответчика деньги за свою покореженную «семерку». Роман направлялся в сторону Московского проспекта, когда на окружной его настиг МАЗ. Водитель последнего не уступил дорогу, и машины «поцеловались». Первым делом водитель «тазика» (так ласково водители называют отечественные «жигули») пошел в страховую компанию мазовского страховщика...и там он узнал, что лицензия у «Северозападной страховой компании» уже давно не действует. 


Взыскать невозможно 

– Я обратился за выплатами в РСА (Российский союз автостраховщиков), – рассказывает водитель ВАЗ 2107 Роман Дандов. – Но из-за того, что полис водителю МАЗа продали после того, как лицензия у компании была отозвана, оплатить страховку мне отказались. Куда обращаться еще, я не знаю. В пятницу нас ждет очередной суд, чем он закончится – неизвестно. 

Еще один ярославский водитель, Сергей Бабарыкин, пытается отсудить деньги у страховщиков за свою разбитую машину уже более двух лет. Машину страховала фирма «Зенит». Подозрений о том, что «Зенит» может просто исчезнуть, не было: ярославский филиал возглавляла бывший руководитель Управления «Росгосстраха» Валентина Парамонова. Но увы... Оказалось, что связаться с руководством «Зенита» не так-то просто. Сначала Сергею говорили, что Парамонова то в командировке, то где-нибудь еще. И уверяли, что как только она вернется – вопрос сразу же разрешится. 

– «Зенит» начал менять адреса. Причем офисы менялись не только в Ярославле, но и в Москве, – рассказывает адвокат Сергея Валерий Палачев. – Когда суд Ленинского района установил взыскать с «Зенита» запрошенную истцом сумму, мы столкнулись с невозможностью исполнения приговора. Московский отдел судебных приставов сообщил, что установить местонахождение должника не представляется возможным. На что, собственно, видимо, и рассчитывают предприниматели из всех скрывающихся страховых обществ. Мы считаем, что в нашем случае существуют грубые нарушения в законодательстве, исключающие возможность исполнения судебного приговора, о чем мы написали Генеральному прокурору. Сейчас ждем ответа. 

РСА не выплачивает? 

Федеральная служба страхового надзора (ФССН), которая, по идее, обязана еще на этапе выдачи лицензии выявлять лжестраховщиков, со своими обязанностями не справляется. Неблагонадежные фирмы, как оказалось, выявить не так-то просто. Страхнадзор сам себе затрудняет работу: 

– Насколько я знаю, основным параметром, по которому определяется, выдавать ли страховой фирме лицензию на деятельность или нет, является территориальный охват, – рассказывает Олег Чариков, директор ярославского филиала одной из страховых компаний, член Всероссийского союза страховщиков и всероссийского союза автостраховщиков. – То есть чем больше филиалов по регионам, тем более вероятно, что лицензию фирма получит. Сейчас много мелких фирм просто исчезло, оставив за собой большие финансовые обязательства перед своими клиентами. Эти долги РСА выплачивать не может, так как фонд РСА строился из трехпроцентных отчислений страховых компаний на каждого из клиентов, а лжекомпании эти проценты не платили или на каком-то этапе платить перестали. 

Вот и получается, что страховка страхует лишь гипотетически. На деле вытребовать свои же деньги у страховщиков, оказывается, не так-то просто. Схем две: либо компания с деньгами застрахованных водителей исчезает, либо... независимые эксперты (сидящие буквально в тех же кабинетах, что и ваши страховщики) оценивают увечья машины в разы меньше причиненного ущерба. А то и вовсе пытаются доказать, что сия ситуация не вписывается в страховые случаи. В суд доказывать свою правоту идут лишь единицы, что соответственно на руку и страховщикам, и их экспертам. 

– Страховка – очередной налог, страховая дань, которую не выплатят? Да выплатят, куда денутся! – уверяет Сергей Кипелов, представитель еще одной ярославской страховой компании. – Считаю, что РСА не останется без поддержки. Либо это будет государство, либо крупные страховщики. Единственно, полагаю, что большой процент выплат РСА будет осуществлять только по решению суда. Проблема – на законодательном уровне. Страховым компаниям позволяют уйти «по-английски». Нет ограничения по количеству выданных полисов. Было бы неплохо, например, привязать количество к уставному капиталу. Во-вторых, нет должного контроля со стороны ФССН (компании, ушедшие с рынка, имели серьезный дисбаланс страхового портфеля). 

Статистики, сколько ярославских водителей из-за ненадежных страховщиков попали впросак, в Ярославской области нет. Что бы ни говорили представители страховых компаний, получается, что автовладелец никак не застрахован от недобросовестных автострахователей. И мы не страхуем машины, а платим еще один вид налога – страховую дань. Поэтому, уважаемые читатели, мы предлагаем вам составить свой черный список автострахователей, которые не выполняют свои обязательства. Пишите нам по адресу: Ярославль, 

ул. Победы, 51, звоните по телефонам: 32-98-16, 32-78-05. Ждем также ваших откликов на сайте газеты www.karavanros.ru. 

Мнения 

– Нужно грамотно подходить к выбору страховой компании, – считает прокурор Ярославля Андрей Ганцев. – Посмотреть, сколько времени страховщики занимаются данной деятельностью. Проверить законность действий компании мы не можем, если не будет обращения самих автовладельцев. Насколько я помню, таких обращений к нам не поступало. Зато была обратная ситуация, когда в итоге в суд обратились страховщики, считая, что действия автовладельцев с требованиями по выплате страховки были неоправданны. 

– Слышал, что сейчас политика РСА такова – выплачивать возмещение ущерба только по здоровью, а по «железу» они не выплачивают, так как фонд РСА заканчивается, – делится мыслями Сергей Терехин, председатель ярославского общества автомобилистов. – 

И запросто может быть так, что деньги в фонде РСА есть, но идут они на обеспечение работы этого самого РСА. А в чем их работа? Штаны протирать или оказывать помощь водителям? Ведь РСА для того и создавалось, чтобы в случае краха страховой компании дать водителю финансовую подушку безопасности. Но сейчас и этой подушки водители, похоже, могут лишиться. 

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе