Страхи малой части общества стали законом для всех

Оказывается, можно вписывать страхи в законы и выводить в виде казаков на улицу.

Страхи небольшой части общества стали законом для всех. Страх перед чужим и иностранным, нетерпимость к сексуальным и прочим меньшинствам из смутных эмоций, свойственных части россиян, превращены в нормы права. С коллективным бессознательным можно работать средствами искусства — снимать фильмы про катастрофы или, наоборот, великие победы. А можно, как мы видим, и прямо вписывать страхи в законы и выводить в виде казаков на улицу.


Политические менеджеры паразитируют на том, что действительно есть, — на естественном для людей стремлении к поиску самих себя. Амин Маалуф, французский писатель ливанского происхождения, пишет в книге «Во имя идентичности», что идентичность становится проблемой, когда ей угрожают. Российское общество пережило жестокий кризис идентичности после краха СССР. Сегодня мы видим результаты выродившегося процесса поиска идентичности.

Ее предлагается искать только по вертикали — по линии этноса, рода, вероисповедания. Это кажется простым решением, но только кажется. Во-первых, в наших условиях традицию приходится складывать из кубиков — просто потому, что никаких готовых традиций у нас нет. Живая передача веры, ценностей, профессии от поколения к поколению — исключение, а не правило. Отсутствие традиции и есть традиция. В результате культурный продукт выходит кривой, потому что делается за деньги и без настоящей одержимости. Даже чего-то вроде «Братьев мусульман» не получится (тоже искусственный культурный продукт, но живой).

И хорошо. Потому что, во-вторых, фиксация на вертикальной идентичности — это способ воспитать фундаменталистов, попытка не только пригвоздить человека к месту, но и заставить жить в своеобразном духовном колодце. Небо видно — но ничего больше. И главное — никого. Это отсечение горизонтальной идентичности — т.е. всего уникально нашего, всего, чем мы отличаемся от родителей, от рода и национальности. Личностные особенности, круг интересов, профессия, убеждения, творчество — это то, что мы получаем не по наследству, а воплощая себя.

Воспитать недоверие к этой стороне человека в России легко. Нам свойственны все болезни обществ, в которых много людей живет далеко от границ — государственных и культурных. Когда люди не сталкиваются с другими языками и культурами, они их боятся. Принимать исходя из этого законы — значит делать законом невежество и страх.

А ведь российское общество могло бы быть страной людей, сделавших себя самостоятельно. Ведь это оборотная сторона отсутствия традиций, которые могут быть удушливыми. Россия могла бы быть такой новой страной, но пока не похоже, что будет. Один из признаков — нежелание передавать собственность по наследству (см., например, редакционную статью «Бизнес на час»). Верховенство права, которое делает передачу собственности возможной, — великое достижение общества именно потому, что позволяет привести к гармонии вертикальную и горизонтальную идентичности.

Максим Трудолюбов

Автор — редактор отдела «Комментарии»

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе