"Ревизор". Цитируя время

В 1836-м году 19-го апреля в городе Санкт-Петербурге состоялась премьера гоголевского "Ревизора". Все общественные российские пороки, упущения, прегрешения, которые знал автор, были помещены в пьесу и размещены на сцене Александринского театра. Публика их узнавала. Потому хохотала.

Публика узнала себя. Потому еще больше хохотала. До слез. Потом этот феномен будет назван "смехом сквозь слезы".

…175 лет промелькнуло как-то незаметно. Будто и не было этой вроде бы длинной череды десятилетий. Не было мировых войн, социальных потрясений, крестьянских восстаний, городских революций… Будто не было изобретено электричество, не удалось заглянуть в микромир и извлечь оттуда несметные ресурсы энергии. Будто не было космических полетов. Будто не было и нет глобальных коммуникационных систем.

Точно за все эти без четверти два века в стране не случилось ни одной ревизской сказки, которая бы отделила в России живое от мертвого.
Увы, и сегодня можно как встарь торговать мертвыми душами. Правда, по рыночной цене.

Только вот горизонталь страны несколько сократилась, а вертикаль в последнее время чуть раздвоилась. А так все как прежде. Взяточничество, как было нормой жизни, так и осталось таковою. И почти стало нормой морали, санкционированной Господом Богом.

Утверждать обратное трудно в обоих случаях. "Да и странно говорить, - восклицал гоголевский Городничий: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят".

Сегодня не одни волтерьянцы с либералами говорят против коррупции. Сегодня сами взяточники "против". И готовы с этим бороться бескомпромиссно, но… не брать взяток хоть борзыми щенками, хоть вояжами на заграничные курорты или какой другой халявой уже не в силах.

***

Что еще примечательно, если цитировать тогдашнее время: взятки охотно, по первому намеку, давало и чиновничье сословие, и частные граждане.

После того, как, что называется, "отдуплились" смотритель учебных заведений, почтмейстер и судья, раскошелиться пришлось помещикам Бобчинскому и Добчинскому, а затем без всяких лишних напоминаний со своими дарами пошли купцы и прочие мещане. "Гражданское общество" понимало не хуже служивых людей, что без "подмазки" дела не делаются. Раз все берут, то и все дают. И наоборот.

Отчего же так смущались и трепетали до боли в коленках отцы провинциального города, всучая Хлестакову ассигнации? От того, что им думалось, что они вышли на самый верх иерархической спирали, где все могло быть устроено как-то иначе. Где за неловкий жест с пачкой банкнот могут повязать… Так им казалось.

Надо признать, что в те патриархальные времена технология взяткодательства не была отработана до тонкости. Особенно в провинции. Потому "Ревизор" с этой стороны представляет важный археологический интерес.

Тогда еще не выработалось привычки заносить деньги в конвертах, вкладывать их в документы… С мотивировками были проблемы. Потому 175 лет назад господа чиновники совершенно в растерянности топтались в гостиной Городничего. Поступило два предложения. Одно: пожертвования от дворянства на памятник чему-либо. Другое: по почте пришли деньги неизвестно от кого и неизвестно кому; не угодно ли вам, господин Инкогнито, распорядиться. Оба были отвергнуты. Рискнули покупать снисхождение начальства в индивидуальном порядке.

Но как же тяжело пришлось первопроходцу судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину. Судья переступил порог с зажатым деньгами в кулаке, дрожа и потея от ужаса… Все, впрочем, обернулось наилучшим образом: судья бумажки уронил. Хлестаков их поднял и сказал, что берет взаймы, обещая непременно вернуть по приезде в деревню. Под эту легенду прием прочих денежных подношений прошел как по маслу и к обоюдному удовольствию.

Ну, а с частными гражданами и вовсе проблем не оказалось. Он выслушивал их жалобы на мздоимца-городничего, грозил оному Сибирью, а челобитчики ему кузовок вина и "сахарка голову", да еще взаймы дали тысячу ассигнаций на подносе. Вместе с подносом, а также с веревочкой, что могла в дороге пригодиться.

Самый масштаб мздоимства в подведомственном Сквознику-Дмухановскому выяснился, когда Хлестаков сделал предложение его дочери.
И какая сочная риторика полилась из уст Городничего:

"Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас... у!.. обманываете народ... Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе... И брюхо сует вперед: он купец, его не тронь…

…А кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это? Я, показавши это на тебя, мог бы тебя также спровадить в Сибирь. Что скажешь? а?

…Я не памятозлобен; только теперь смотри держи ухо востро! Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина: чтоб поздравление было... понимаешь? не то чтоб отбояриться каким-нибудь балычком или головою сахару... Ну, ступай с богом!".

Нравы в ту пору были внутрисемейными. Имущественные отношения меж чиновниками и с бизнесом - домашними.

По правде, есть одна подробность в пьесе, что бросается в глаза современному читателю особенно отчетливо. Я имею в виду уровень осведомленности градоначальника в том, что происходит в городских учреждениях. Он ведает, что больные курят крепкий табак, ходят по-домашнему и в грязных колпаках. Что в передней судейского учреждения сторожа развели гусей с гусятами, шныряющими под ногами. Что в самом присутствии белье сушится, а над шкапом арапник висит. Что у одного из заседателей изо рта такой запах идет, будто в винный погреб зашел и то обстоятельство, что в детстве его мамка ударила, отчего и отдает от него водкой до сих пор, его не извиняет. Что учитель истории такие рожи иногда корчит, что хоть святых выноси. И т.д. И т.п.

Такого обстоятельного знания мельчайших подробностей городского хозяйства у современных мэров нет и в помине. А в остальном, в принципиальном, все как было, так и осталось. И читая пьесу "Ревизор" сегодня снова посмеемся как встарь. И как встарь - сквозь слезы. А как вскрикнет городничий, поворотившись к залу: "Над кем смеетесь! Над собой смеетесь!", могли бы, по логике вещей, и зарыдать сквозь смех… Но не дождетесь!

…Что же это за страна, где на протяжении двух веков фитюлька, тряпка, столичный тусовщик вгоняет в страх ее граждан. Где городничие только и думают: "Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?". Где в экипаже, запряженном "Русью-тройкой", мчится в светлое будущее скупщик мертвых душ.

***

По свидетельствам современников Гоголя, сто семьдесят пять лет назад публика на премьере веселилась. Доволен был и император. Хотя, казалось, с чего бы, с какой стати… Ведь подведомственная ему страна предстала на сцене в столь невыгодном свете.

Страна - да. Она была нехороша. Зато он, император Николай I, явился в самом наивыгоднейшем свете. В пьесе ему отдана роль настоящего грозного и неподкупного Ревизора. Того, что является в финале. На него и надежда была у зрителей сто семьдесят пять лет назад.

…Самое смешное уже не в пьесе, а в жизни: эта надежда и сегодня тлеет в умах довольно большого количества граждан РФ. Что вот явится какой-нибудь новый Сталин и скажет: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!".

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе