Пророк в своем отечестве

Скончался Егор Гайдар 

От редакции. 16 декабря, на 54 году жизни скоропостижно скончался экономист Егор Гайдар. Именно его считают одним из главных идеологов рыночных реформ и приватизации в России. Он занимал ключевые посты в правительстве России в 1990-х годах: был первым министром финансов Российской Федерации, первым заместителем, а затем исполняющим обязанности председателя правительства. Однако затем Гайдар был вынужден покинуть государственную службу, возглавив "Демократический выбор России", преобразованный в начале 2000-х годов в "Союз правых сил". В 2001-2003 годах он входил в состав руководства партии СПС, членом которой оставался до октября 2008 года. Своими воспоминаниями о Егоре Гайдаре как человеке, ученом и политике делится президент банка "Российская финансовая корпорация", профессор Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова Андрей Нечаев. 

* * * 

РЖ: Уважаемый Андрей Алексеевич, как Вы оцениваете значение фигуры Гайдара как политического деятеля и как инициатора экономических реформ в России в начале 1990-х годов? 


Андрей Нечаев: Я думаю, что о Гайдаре и его деятельности на посту фактического главы правительства России еще будут написаны книги и монографии. Но если выразить то, что он сделал, короткой формулой, должен сказать следующее: он спас страну от краха, распада , весьма вероятно, от гражданской войны. 


РЖ: В последнее время Егор Тимурович отошел от активного участия в демократическом движении. Например, он решил не становиться членом партии «Правое дело». Как Вы полагаете, с чем это связано? 


А.Н.: Прежде всего должен сказать, что Егор Тимурович никогда не отходил от демократического движения. Просто он решил, что своими книгами, статьями, интервью делает для развития демократии в России, для сохранения рыночной экономики неизмеримо больше, чем заседая в каких-то партийных органах. И это на самом деле было так. Ведь каждая его публикация, каждое выступление – это всегда было нечто абсолютно новое, свежее, его слова всегда были очень точны. И даже если статьи и выступления Гайдара содержали какие-то исторические экскурсы, тем не менее, это всегда был ответ на вопрос на злобу дня. Егор Тимурович, безусловно, до последней минуты оказывал колоссальное влияние и на экономическую науку, и на формирование практической экономической политики. К сожалению, к нему, может быть, не всегда прислушивались настолько, насколько это было бы полезно для страны. 


РЖ: Даже идейные противники Гайдара отмечали и сейчас отмечают, что он был одним из сильнейших экономистов-либералов России. Вы согласны с этим мнением? 


А.Н.: Он был просто одним из самых талантливых современных российских экономистов. Он был человеком, энциклопедически образованным, по крайней мере, в том, что касается экономической науки. Но главное, Егор Тимурович был не только писателем, он умел быть читателем. Он читал огромное количество литературы, написанной на многих иностранных языках. Наконец, он всегда находил очень точные и очень яркие ответы на острые вопросы. 


РЖ: Не могли бы Вы каким-то образом определить методологические основы научной деятельности Гайдара? Согласны ли Вы с мнением, что марксистскую методологию он в какой-то мере использовал в своих теоретических изыскания до конца жизни? 


А.Н.: Быть марксистом – это совсем не клеймо и не оскорбление. Однако я сомневаюсь, что Егор Тимурович был марксистом. Будучи сначала его заместителем по науке, а потом, работая с ним в правительстве, я точно могу сказать, что Гайдар всегда понимал, что прежде чем делать какие-то экономические выводы или давать экономические прогнозы, необходимо изучить огромное количество и статистики, и фактов. И это нас с ним очень объединяло, хотя мы происходили из разных школ. Особенность Гайдара как ученого состояла в том, что он умел работать и со статистикой, и с архивами: он их чувствовал и прекрасно понимал. Иными словами, в экономической науке он был настоящим тружеником. 


РЖ: Вы упомянули, что Егор Тимурович был Вашим начальником. А каким начальником он был, либеральным или, может быть, требовательным, или он совмещал в себе либерализм и требовательность? 


А.Н.: Одно из больших достоинств Гайдара было в том, что он умел собирать команду, команду единомышленников. И в этом смысле ему не нужно было быть строгим или жестким начальником, ведь с ним всегда работали его единомышленники, которые понимали и разделяли его идеи, которые двигались в одном русле с ним и идеологически, и практически. 

Для меня он был замечательным начальником. Как ученый Егор Тимурович продуцировал огромное количество идей, которые можно было развивать. Как руководитель правительства он всегда был готов поддержать и защитить какой-то политически сложный, но необходимый для страны вопрос. И я как его подчиненный всегда мог рассчитывать на помощь Егора Тимуровича. Важно отметить, что он никогда не боялся ответственности, и это, может быть, главное его качество как политика. Он всегда готов был, что называется, подставить плечо. 

Беседовал Константин Аршин

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе