«Поход харитоновцев на север»

«Путешествие человека по земле сильно преображает его и обогащает его душу, если оно рождает собой мысль и идею, которые в впоследствии станут конкретной деятельностью человека на благо добра»

Вступление

В этот раз наш путь с ребятами (8 человек) лежал на север. В Карелию по предгорной реке Поньгома с выходом в Белое море под самодельным парусом и поездка на теплоходе на Соловки.

Девятнадцатидневное (19 дней) путешествие посвящалось памяти всех погибших моряков флота России. Одна из основных задач — пройти водный маршрут под флагами: Андреевским и Харитоновским и развернуть их на острове Большой Заяцкий (где дважды побывав Петр I и воздвиг церковь Андрея Первозванного — покровителя моряков и путешественников).

К походу готовились год. Искали проводника и медика, запасали сухари, крупы, откладывали деньги, вели переговоры с Карелией и Соловками по бесплатным услугам (автобус, теплоход, экскурсии, проживание). Всегда можно договориться, если есть, что предложить взамен денежной оплате. Помогли нам с транспортом и на местном уровне: мэрия города Ярославля и Гаврилов Ямская администрация (сыграло роль наше имя - «харитоновцы»). Удалось избежать больших денежных расходов. Дорога в одну строну (от флотилии им. В Харитонова до Вологды) обошлась бы нам в 20 т.р. А пятидневное проживание на Соловках с экскурсиями — в 50 т.р. За поездку на теплоходе от Карелии до Соловков и автобусе с забросом на реку от станции Кемь (и обратно) обошлись бы нам в 25 т.р. Такими деньгами мы не располагали. Но у нас, как у Миротворческого Движения, была с собой сильная идея, она нам и помогла.

Слова благодарности

Мы благодарны моряку, служившему на Тихоокеанском флоте — Андрею Владимировичу Янченко. Не смотря на занятость, забросил нас на реку Поньгома (за 100 км), затем отвез от Кеми до Рабочеостровска к теплоходу и обратно, предоставил нам ночлег, и доставил нас к поезду.

Благодарны директору Соловецкой общеобразовательной школы — Ирине Викторовне, предоставившей нам место для пятидневного проживания. Помимо не сходящей улыбки с ее лица, нас поразили еще два факта: в ее рабочем кабинете стоял наготове походный рюкзак и дверь кабинета без замка. Попрощаться нам с ней не удалось, она рано утром отправилась в путешествие. Школа пропитана детским творчеством, фасад в цветниках и клумбах. И постоянно в школе люди: путешественники, группы из разных стран, художники.

Благодарны руководству ООО «Причал» Карельской республики. Так было приятно, когда при посадке на теплоход «Василия Косякова» (Кемь - Соловки) контролер во все горло кричал: «Ярославль - харитоновцы проходите!» - толпа расступалась, пропуская нас вперед. Плывя по волнам, мы успевали любоваться просторами Белого моря и раздавать пассажирам буклеты о Валере Харитонове, о нашей деятельности.

Благодарны работникам музеев и экскурсоводам Соловков. Всех больше нам посчастливилось пообщаться с сотрудником ботанического сада — Ольгой Васильевной. После нашего внесения трудовой лепты (уборка мусора и прополка цветов) она провела интересную экскурсию, раскрыв тему отношений между природой и человеком в разные исторические эпохи. С этим удивительным человеком науки, проработавший 25 лет в ботаническом саду (сад — ее детище) мы договорились о дальнейшем сотрудничестве.

Благодарны заместителю директора по экскурсионному обслуживанию посетителей — Луговой Марине Анатольевне. Помимо посещения в музей «Школа Соловецких юнг», поездки на теплоходе с экскурсией на остров Большой Заяцкий, она предоставила нам возможность совершить лодочный поход по кругу озерно-канальной системы Соловков (заодно мы помогли лодочной станции перегнать 13 лодок). Кроме этого нам удалось побывать на горе Секирной, на Свято — Вознесенском ските, в «Морском музее» (где строиться большой деревянный корабль для дальних плаваний), у камня переговоров (где пили горячий чай из термоса), на праздничной службе (Преображения) в храме Соловецкого монастыря.

Благодарны сотрудникам Соловецкого государственного историко-архитектурного музея — заповедника, особенно Анне Баландиной.

Из дневника

6 августа. Целый день у команды ушел на окончательные сборы (в основном укладка вещей и продуктов) в поход.

7 августа. Спустили на воду, в знак удачи, самодельный трехмачтовый корабль. В 11.52 ч. выехали от флотилии им. В. Харитонова. По дороге в Вологду заехали в мэрию города Ярославля, где нам для Соловков торжественно передали сувениры. В 18.35 ч. - заселились в вологодскую гостиницу «Волга» (около ж\д вокзала). Прибыв за сутки до посадки на поезд, мы застраховали себя временем. Поселились в самых дешевых, но чистых и уютных двухместных номерах стоимостью 300 рублей в сутки с человека.

8 августа. В 14.10 ч. загрузились в вагон №11 поезда Вологда — Мурманск. В поезде мы раздавали наши буклеты. Много ели, болтали, почти не спали, смотрели в окно. Нас переполняла радость от предстоящего путешествия.

9 августа. В 14.10 ч. прибыли на станцию Кемь. Заметили, что очень много групп, как и мы, приехали сплавляться по рекам Карелии. Нас уже ждал водитель Андрея Владимировича, а потом, он подъехал и сам. До этого мы были знакомы заочно, общались по телефону и через смс — сообщения. Быстро загрузились и поехали к реке Поньгома. Проехав примерно 60 км. Наталья Решетова вопросительно закричала: «А где весла?!» Останавливились, судорожно стали искать, и начали понимать, что мы их забыли в поезде! Андрей Владимирович, умеющий быстро и без паники реагировать в экстренных ситуациях, набрал номер дежурного по вокзалу и договорился, что бы весла сняли на ближайшей станции и вернули в Кемь до нашего возвращения с реки. Доехав до ближайшей попутной деревни, мы бросились по домам в поисках весел «на время». С горем по пополам нам удалось раздобыть два старых, поломанных деревянных весла и два - от байдарки. По возвращению из путешествия, 25 августа при высадке из поезда (в Вологде), получив горький опыт, мы до того «доползались» по полкам вагона в страхе что-то снова отставить, что раздраженный проводник чуть не выставил нас за шиворот.

Андрей Владимирович привез нас к хорошей стоянке с удобным спуском на воду и хорошим порогом. Расположились мы по соседству с отдыхающей группой, прибывшей с Валдая (и собака с ними по имени Валдай). Заметив наше горемычное положение с веслами, они подарили нам два весла от байдарки, от чего у нас поднялось настроение. Разбив бивуак и поев, занялись тренировками на воде. Пошел дождь, но мы и ему радовались, так как у нас были весла! Вечером попели песен, обсудили предстоящий маршрут и разошлись по палаткам.

10 августа. Первый день сплава. Сплав был запланирован до 17 августа, он являлся составной частью похода на север, и дал возможность ребятам получить третью категорию по водному туризму.

Нашим проводником был Сизов Алексей. Водник ( ему еще нет 30 лет, а в Карелии был много раз, в том числе, на реках 5 категории, бывал на Алтае), журналист. Талантище во многих сферах. Лирик и добрейшей души человек.

Нашим медиком была Волкова Вера. Выпускница медицинской академии, образованная и эрудированная девушка. В многодневный поход шла впервые. Научилась на костре готовить еду, особенно, манную кашу.

Этот день был постоянного дождя и гроз (под дождями шли до 14 августа). В первый день мы прошли два основных, захватывающих порога под названиями «Падун» и «Стол». А так же семь порогов (перекаты и шеверы). Затем вышли в озеро Большое Рогозеро (очень красивое, спокойное). После него прошли еще шесть порогов. Долго искали стоянку. На пороге «Столб» нас обогнала группа из Москвы, сплавляющаяся второй раз по этой реке, и заняли хорошую стоянку для ночлега. Нам пришлось остановиться на болотистом берегу, так как уже темнело.

11 августа. С утра солнце! Дискомфорт ночлега нас здорово задел, и мы решили, что как только найдем первую хорошую стоянку, остановимся и компенсируем ночной отдых в более лучших условиях. После прохождения пяти порогов нам больше, чем повезло! На высоком левом берегу шикарнейшая стоянка со столом, лавками, костровищем, с поленницей заготовленных сухих дров, и карельской баней! На реках Карелии нет случайных людей, а есть братство водников, сильная связь между людьми, не знающих друг друга по имени. Полил небольшой дождь, но мы успели натянуть тенты, расставить палатки. Настроение у всех было приподнятое. Мальчишки соорудили печь и затем ее топили несколько часов под чутким руководством Леши. Наташа — завхоз (высший пилотаж по приготовлению еды на костре) наделала оладий. Под эффектом радостных минут мы представили, что у нашего медика Веры сегодня день рождения, и давай ее поздравлять и за ее здоровье уплетать оладьи. До пяти утра парились в бане, хлопая вениками и визжа на всю округу от восторга носились по несколько раз в речку.

12 августа. Спустились на воду в 15.20 ч. До этого Сережа успел наловить 17 рыбин (плотва). В течения дня то солнце, то дождь. Шли легко и весело. Все, кроме Леши, впервые шли по реке 3 категории, впервые проходили пороги. Благодаря умению нашего проводника спокойно объяснить, показать и управлять группой гребцов на судне, члены команды не разу не поругались между собой и все 4 сложных порога прошли достойно (не разу не развернуло катамаран и не разу не наскочил катамаран на камень).

Изюминкой этого дня стал сложный, но захватывающий порог под названием «Роман». Всех больше прохождением этого порога радовался Рома. Этот парень - наш главный костровой на суше (после 5 пяти сплавов по равнинным рекам его ребята прозвали «Король огня») и ответственный по ремонту катамарана. Кстати, катамаран за весь сплав не разу не пришлось чинить. Все единогласно согласились, что порог назван в честь именно нашего Романа Михайлова. Кстати, помимо основных задач похода, у него была и своя — привезти воспитательнице из Карелии карликовую березу. Привез.

То солнце, то дождь, под вечер холодный и резкий ветер. Прошли еще семь порогов. Ребята более увереннее стали работать в порогах. Сами, сидящие на носу, Сережа и Наташа, стали быстро видеть камни, «язык» и говорит курс. Быстрее стали принимать решения. Если застревали в шеверах, то не боясь сильного течения, быстро спрыгивали в воду и стаскивали с камней катамаран с четырьмя пассажирами и грузом. И не разу никто никого ни в чем не обвинил. Это поразило меня в ребятах больше всего. В 18.05 ч. причалили к хорошей стоянке с шикарным водопадом. Вечером ели уху из рыбы, которую утром наловил Сережа.

13 августа. Утром дождь. Сошли на воду в 14.20 ч. под флагами Андреевский и Харитоновский. Когда команда окончательно адаптировалась на реке, то и пришло время флагштоков. Надо было видеть, как (благодаря появлению флагов) над «Корней» порогом (высокий, длинный и красивый порог — водопад) стремительно, с куражом и криками «Ура!» пронеслись романтики с большой дороги! На такой волне пролетели еще девять порогов! А на десерт к вечеру — шикарная стоянка у порога с длинной шеверой. Панорама бесподобная. Здесь мы решили сделать «дневку» (до 15 августа). На стоянке для нас были оставлены группой из Череповца: масло, крупы, мука и компас. Компас достался мне (я так о нем мечтала). Мука — Наташе, она в этот же вечер напекла оладий. Вечером прошла группа из Ярославля (они до моста — это в нескольких метрах, и на поезд домой). Вечером солнце и безветренная погода.

14 августа. Целый день солнце! Прошла вторая группа - из Белоруссии. Пообщались, поделились впечатлениями, на дорогу мы им дали буклетов. Каждый из нас в течение дня уединялся на камнях порога, многие сидели так часами, даже ели там. Это меня поразило, природо - терапия получилась сама собой, естественным путем.

15 августа. Целый день дождь, порывистый и холодный ветер. Отчалили в 13.40 ч. Прошли девять порогов, один из них сложный под названием «Падун Нижний». Завершался наш путь по реке, впереди губа Домашняя — выход в Белое море. Это место было усыпано сетями. Грустно было расставаться с рекой, которая нам очень была по душе. Благодаря июльским дождям, вода в реке поднялась, что облегчило нам путь. Не приходилось делать «обносы» по суше. Перед выходом в море стояла единственная на нашем водном пути деревушка с названием реки — Поньгома. Нам необходимо было запастись пресной водой, хлебом и получить информацию у местного населения о графике прилива. Не успели причалить к берегу, как к нам на встречу, вдоль берега прилетел мужчина с ведрами. С ходу стал предлагать семгу. Тут же стали ему не интересны в роли «кошелька». Но по своей душевной доброте, рыбак сопроводил нас в деревню, договорился, что бы для нас открыли магазин, помог с пресной водой и сказал график прилива (через шесть часов). Рекомендовал нам и остров в море для «дневки».

В Белое море выходили волнуясь, мы успели в вечерний прилив. В 17.40 ч. прибыли на остров Шонг. Быстро нашли красивую и уютную стоянку со столом, костровищем (с каменной стенкой). Шустро (около группы, которые так же оказались белорусами) разбили лагерь и отправились гулять по побережью острова. Во время прогулки наткнулись на большую поленницу сухих дров (на следующий день на катамаране перевезли их к себе ). Гуляли долго, восхищаясь горизонтом моря, скалами, растительностью.

Вечер и ночь у костра были не похожими на все остальные, мы так разгулялись, что дело дошло до плясок, импровизированных сценок. Смеялись до слез. Вспомнили много русских и казацких старинных песен. На шум веселья пришли соседи и поддержали нашу веселую компанию (в дальнейшем мы вместе с ними шли по морю, ехали на теплоходе на Соловки, очень сдружились). Как и мы, они - путешественники.

16 августа. Теплый солнечный день! Встали в 13.00 ч. В план дня входила баня и приготовление к дальнейшему путешествию. Девчонки вторую половину дня провели на пляже. Гуляли по вечернему побережью. Вечером подул сильный, но теплый ветер. Спать легли рано.

17 августа. С ночи дождь, холодный порывистый и сильный ветер, но ставший нам попутным. Подъем в 7.30 ч. Важно было собраться и отплыть в 10 ч., что бы успеть в утренний прилив. Ветер был сильным, гнул флагшток так, что знамена касались воды. Но гибкий и прочный ствол из сосны, не сломался (вот какое высокое качество сосны!).

Наш самодельный парус состоял из двух вертикальных палок и привязанного к ним тента. По маленьким волнам под парусом ветер с большой скоростью понес нас вдоль побережья. Мы ликовали от радости. Но когда вышли на большие волны, стало не по себе, даже страшно. Наше маленькое суденышко в большом море то оказывалось на вершине высокой волны, то опускалось вниз. Казалось, что нас вот-вот накроет надвигающаяся волной, и мы исчезнем в бездне моря. Большие волны шли на нас одна за другой, мы спустили парус. Притихли. Через некоторое время поняли, что наше судно — непоколебимая бронь и в тоже время, как поплавок, который не может утонуть. Обернувшись, мы увидели, что нас догоняют ребята — соседи. Наше внимание переключилось, страх исчез, и мы вновь подняли парус. Хотелось выглядеть в «форме» перед ними, и мы начали дружно грести. Но ребята нас все-таки догнали и перегнали, причем в нужный момент. Иначе мы бы проскочили место, где нужно причалить, что бы попасть на станцию Кузима.

В 15 часов, со всем своим багажом, сидели в зале вокзала и уплетали горячий хлеб (по пути попалась пекарня). За пять километров донесли первую партию снаряжения, остальное (так как времени оставалось мало) на нанятой машине.

В 16.40 ч. (пришла с опозданием, по расписанию должна прибыть — в 16.10 ч.) загрузились в местную электричку, идущую на Кемь. В основном в ней ехали пассажиры - водники-туристы. В 18.00ч. прибыли в Кемь, от куда Андрей Владимирович забросил к себе (на стройку будущей дачи) для ночевки, что бы к 7.00 ч. следующего дня доставить нас в Рабочеостровск к администратору ООО «Причал» за купоном на бесплатный проезд (на теплоход).

18 августа. В 8.00 ч. наш теплоход «Василий Косяков» с 200 пассажирами направился в сторону Соловков. На борту в основном паломнические группы, монахи, группы туристов и путешественники со всех уголков мира. Целый день дождь. С непривычки многих пассажиров укачивало и рвало, нас — тоже. Через полтора часа мы увидели вдали материк. Это Соловки. Толпа с фотоаппаратами и камерами рванула на корму. Белые маленькие точки постепенно становились больше и приобретали очертания белокаменной средневековой крепости. На темном фоне неба, она выглядела сияющей и белоснежной. Верхние лини зданий плавно сливались с вершинами холмов острова. Сейчас, как много столетий назад, перед человеком, стоящим на корме открывались одна за другой панорамы величия и красоты Соловецких островов. Чем ближе теплоход приближался к берегу, тем выразительней создавался эффект вхождения в какую-то таинственность. Потрясающе! Первыми нас встретили Соловецкие чайки. Прикормленные, они на лету хватались за пальцы и фотоаппараты. Крики и суету чаек сменили встречающие на причале люди, предлагающие услуги, начиная от душа и до проживания.

Комедийным был наш первый день обживания на острове. На острове, что бы поставить палаточный городок, необходимо разрешение и внести приличную сумму. Шел холодный дождь, решили устроиться у частников. Вроде договорились за приемлемую сумму, но когда мы стали расселяться, то выяснилось, что речь шла о другой сумме, которая оказалась нам не по карману. Поселились в школе. Впоследствии мы единогласно озвучили, что все, что делается — к лучшему. Именно в школе мы познакомились с удивительными людьми. Совместно со школой мы организовали и провели мероприятие, посвященное Соловецким юнгам. В ней чувствовали себя, как дома.

19 августа. Дождь, холод. Но ребята с утра уже сходили на службу в сопровождении Леши. Изучили местности поселка. В этот день, благодаря Ане, мы сходили в душ. День в основном посвятили просушке вещей (тенты, палатки.. - все было сырое) и стирке.

20 августа. Солнечный, теплый день! На утренней пятиминутке было решено день посвятить пешему походу к Свято - Вознесенскому скиту, за 12 км. По пути (договоренность с руководством музея) заглянули в ботанический красивый сад. Вошли в него одними, а вышли, по деревянному тротуару через лес, другими. А в руках сувениры и подарки. Как в сказке! Перекусили, и отправились дальше. Дорога извилистая, по бокам ее то озера, то лесные опушки, покрытые мхом. За разговорами не заметили, как дошли до жуткого места — к подножью горы Секирной. Говорить стали меньше и шепотом. Прибыли на это страшное место к вечеру, к 18.00 ч. Это место, где со времен Ивана Грозного до Сталинских репрессий убивали людей. Кругом поклонные кресты (на Соловках 600 поклонных крестов). Перед поднятием на вершину горы, Леша сказал нам: «Сколько же людей здесь поднялось в последний раз». Поднявшись свернули налево: на кладбище репрессированных. Стоит город надмогильных крестов без имен. Помолчали. Прошли к обзорной площадке, спустились по лестнице, поставили свечку у поклонного креста. Вернулись поздно вечером.

21 августа. Солнечный день. Кстати, 20-21 августа на Соловках прибывал патриарх Кирилл (навещал свои владения).

День экскурсий. «Морской музей» (он больше похож не на музей, а на большую мастерскую, в которой работают и живут).Ребята в восторге! Музей «Школа Соловецких юнг». Днем мероприятие, посвященное Соловецким юнгам. Учащимся Соловецкой школы мы рассказали о подвиге моряков на субмарине К19, показали фильм о нашей деятельности и затем все дружно направились к памятнику погибших юнг возлагать цветы. Зажгли свечку памяти.

Вечером направились еще к одному историческому месту - к камню переговоров. Долго пытались прочесть высеченный (но протертый от времени) на нем текст, но так и не смогли. Возвращаясь по дороге обратно пытались друг друга напугать, особенно, когда проходили кладбище. Вернулись поздно вечером.

22 августа. Солнечный день! Путешествие на теплоходе под Андреевским и Харитоновским флагами (наши флаги были прикреплены на флагштоки судна) на остров Большой Заяцкий. На него взошли с развернутым Андреевским флагом. Донесли до церкви Андрея Первозванного, построенной Петром I в честь Российского флота. Каждый год сюда съезжаются моряки. 300 лет прошло с появления Андреевского флага. 22 августа 2009 (День флага) года мы - миротворцы - харитоновцы доставили Андреевский флаг на остров, что бы почтить память всем погибшим морякам отчизны. Мы пронесли флаг в дождях и ветрах, через пороги и морские волны, что бы поклониться истории флота России именно на Соловках. Впереди у нас еще много походов в места, выбранные нами не случайно.

Побывали и в знаменитых лабиринтах. Экскурсовод не разрешила входить в них, но нам все-таки “втихаря” удалось по ним пройтись. Андрею (нашему новому знакомому – путешественнику) даже удалось выйти из спирального лабиринта.

Вечером состоялся лодочный поход по кругу озерно-канальной системы Соловков (с перегоном 13 лодок). Идущий в полусумраке караван лодок – это были мы! Полные впечатлений от дня, вернулись в школу в час ночи. В столовой нас ждала Елена Преображенская (детская писательница) с которой мы подружились за последние дни. Без чашки чая за философской беседой не обошлось.

23 августа. Солнечный день! Последний день на Соловках. Прав тот, кто говорит: “Пяти дней мало, что бы увидеть Соловки”. За период пребывания порой казалось, что это не остров, а спина заснувшего большого кита, проглотившего в себя когда-то тысячи и тысячи людей. Иногда казалось, что вся поверхность острова красного цвета, и по ночам плачет от боли. С каждым днем современный быт жителей села уходил на задний план, и стирались рамки времени. Будто постоянно находишься в древней эпохе. На острове мы часто встречали людей, уединившихся на камнях, на побережье. Сюда приезжают люди не развлекаться с мощно включенными динамиками, а остановиться во времени, побыть наедине с собой. Многие (из разговоров с путешественниками) в поиске истины. Кто-то (из беседы с монахом) нашел себя здесь и пришел к вере.

В 17.30 ч. - отплыли на теплоходе. Остров постепенно растворялся в дымке. Уходил от нас вдаль.

На ночевку в Кеми снова остановились у Андрея Владимировича. Вечер при свечке был трогательным, каждый из команды сказал много хорошего о других членах команды. Были подведены и общие итоги похода.

24 августа. В 5.30 ч. За нами заехал "пазик". В 7.19 ч. Мы уже сидели в вагоне поезда Мурманск -Вологда. Опять застучали колеса, унося нас в среднюю полосу. До свидания, север! Наше время походов к тебе только началось.