Огорошенные стандартом

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

Меняем знания на компетенции


Елена ЖДАНОВА, учительница русского языка и литературы

– Нам еще конкретно ничего не сообщали – как это будет. Поэтому комментировать пока нечего. А если говорить вообще – ничего хорошего от разговоров о введении платных уроков я не ожидаю. Вспомним историю: наши прабабки хорошо если 3 класса заканчивали. А уж 5 классов образования могли дать своим детям только очень состоятельные семьи. И куда мы собираемся двигаться? Станут ли больше в новых условиях получать учителя? Не уверена.

Мне вообще непонятен этот термин – «образовательные услуги».

Марина ЗАХАРОВА, учительница русского языка и литературы

– У нас на прошлой неделе был по этому поводу педсовет, и сложилось впечатление, что наше руководство само не знает, что происходит. Много новых слов – не «учащиеся» теперь будут, а «обучающиеся», они должны получать не знания, а «компетенции»… А откуда на модернизацию в школах деньги появятся, ни полслова. Денег не будет – это точно. Конечно, разрешат оказывать «дополнительные образовательные услуги». Но для этого придется пройти лицензирование, затем платить налоги. И кто это будет все делать? Учитель, у которого загруженность 30 часов в неделю?

Нам непонятно, почему мы каждый год заставляем родителей покупать новые учебники. В них изменено буквально несколько предложений, но учить по ним запрещают. Это вымогательство – в чьих интересах? Хочется бежать от всего этого, одно останавливает – кто будет детей учить?

У нас ведь есть учителя, которым за 70 уже, а молодые в очередь к нам не стоят. Самое страшное – вот придет через 3-4 года новый человек и опять начнет все менять, и опять все это по детям ударит. Наши дети – заложники экспериментов.

Марина МАЮЧАЯ, учительница математики и английского языка

– Идея, может, и неплоха, но главное ведь, как ее повернут на практике. Изменения наверняка ударят по людям, особенно по малообеспеченным. Все эти разговоры об инновациях в школе… лучше бы сперва посчитали, у скольких учеников дома есть компьютер и Интернет! Или одним – новые «компетенции», а других по старинке, мелом на доске обучать будем?

Насчет дополнительных платных уроков – так они и сейчас есть, это репетиторство. И родители видят реальный результат, видят, за что платят. И учителям легче, есть дополнительный приработок. Но если школы начнут оказывать коммерческие услуги, уверена, что на доходах учителей это мало отразится.

До 1 сентября 2011 года еще шапкой не докинуть, но в школах уже идут собрания родителей будущих первоклассников.

– Нас сразу огорошили: «Ваши дети будут первыми, кто станет учиться по новым правилам», – рассказывает мама будущего первоклассника Анна МЕДВЕДЕВА.

– Сказали, что все меняется, оценивать будут не по оценкам, а по способностям, не будет льгот медалистам, введут экзамены после 4-го класса. Я так поняла, что теперь будут уроки бесплатные и еще дополнительные, за деньги, но сколько придется платить и за что – не уточнили. Похоже, они там сами толком не знают.

По каким программам дети будут учиться, тоже неизвестно пока. Я, конечно, понимаю, что в начальной школе главное – учителя выбрать, а не программу. И вроде бы мы имеем право в заявлении указать учителя. Но… директор сказал: «Вы не лошадь на базаре выбираете. Если у меня все к Марье Ивановне запишутся, кого будут учить Ольга Петровна и Дарья Семеновна?»

ЗА ГОД АЛГЕБРА ВСЯ МЕНЯЕТСЯ?

Вот уже лет 20 российскую школу трясет от реформ и перемен. Все они затевались как прорыв к лучшему и закончились… ну, как всегда. Новые «развивающие» программы повсеместно ввели разве что в начальных классах, и многие родители поначалу радовались. Но оказалось, что к 5 - 6 классам в большинстве школ все возвращается на круги своя – вместо цельных программ школьникам предлагают адаптированную «солянку» из инноваций и традиции. И роста числа гениев среди выпускников школ явно не наблюдается. Зато варианты программ множатся, а уж сколько новых учебников издается!

Единственным итогом этой деятельности стало регулярное переиздание учебников – и перекачка денег из родительских кошельков. Ну нельзя же, в самом деле, учить новых учеников по прошлогодним книжкам! Вдруг, не дай бог, что-то в русском языке или алгебре за год поменялось!

В 2008 году комплект учебников для средней школы обходился тысячи вполторы, в 2010 году потянул уже на 2-2,5 тысячи рублей. Неудивительно, что разговоры о введении новых федеральных стандартов в школьном образовании вызывают у родителей стресс.

ШКОЛА ДВУХ КОРИДОРОВ?

– Вариантов немного: в обычную школу отдавать просто страшно, да и уровень знаний там на «троечку» с плюсом, – делится мама Ольга Борисова. – В элитную – еще хуже. Среди деток богатеньких ребенок из обычной семьи будет чувствовать себя изгоем. Пытаемся отдать сына в школу №42, французскую. Это оказалось неожиданно сложно.

Еще несколько лет назад там был недобор, но теперь очередь из желающих, ведь 42-я стала престижной школой – там внучка губернатора учится! Ну и все чиновные люди своих детей туда пихать принялись.

Мы с трудом записали сына даже в подготовительную школу! Занятия в ней с декабря по апрель, стоят полторы тысячи. При этом гарантии, что ребенка все-таки возьмут в первый класс, нет никакой, поэтому многие, я знаю, записали своих детей еще в другие подготовительные школы. – На собрании «обрадовали»: с нового года школам разрешат коммерческую деятельность (под контролем чиновников, конечно), зато под это дело «обрежут» бюджетное финансирование, – поделился папа будущего первоклассника Александр Лисюков. – А образование при этом поделят на бесплатный «стандарт» и дополнительные образовательные услуги. Короче, речь идет о введении платного образования. Бьют себя в грудь, что «стандарт» будет обеспечивать полноценное образование, мол, и президент это все время повторяет. Ага, повторяет. На моей памяти наша власть «кидала» нас всех раз шесть, а то и больше. Странно, если бы они вдруг себе изменили. Словом, как я понял, плохонькую математику и очень средний русский дадут бесплатно, а если человек хочет хорошо знать, например, биологию – придется платить. Речь идет о создании школы «двух коридоров»: для богатых и приближенных к власти – одно образование и «стандарт» – для прочего… населения.

Анна ДОРОШЕНКО

Официально

Андрей СИБРИКОВ, директор Департамента образования мэрии Ярославля:

– С 1 сентября 2011 г. В школах вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. По новым правилам, школа сможет остаться бюджетной или стать автономным учреждением, но финансирование образовательного стандарта не уменьшится в любом случае. Изменятся лишь схемы финансирования: автономные школы будут получать деньги не по смете, а в качестве субсидии. В основе расчета субсидий будет образовательный стандарт и норматив. Количество учащихся умножается на норматив. Базовый стандарт образования делится на две части – «урочную» и «неурочную», но обе остаются бесплатными. Школа будет обязана обеспечить единую предметную линию от 1-го до 11-го классов, никаких «переходов» с одной образовательной системы на другую быть не должно. Сложно сказать, как будут работать в новых условиях спецшколы (где уже углубленное изучение предметов). Пока есть вопросы, но новый закон примут окончательно только к концу 2011-го года, и время для доработки есть. Но, по крайней мере, на будущий год все в спецшколах останется по-старому. И в дальнейшем перемены будут вводиться постепенно, без рывков.

Ирина ЧИЖОВА, методист отдела дошкольного и начального образования Института развития образования Ярославля:

– Прежде всего хочу успокоить всех – и родителей, и учителей – не бойтесь! Базовая часть образования не уменьшается, напротив, добавляются внеурочные занятия. Кстати, начальная школа живет по-новому уже с 2004-го года. Например, у нас уже который год со второго класса малышам преподают английский язык (бесплатно).

Сегодня уже готовы новые стандарты для основной (5-9 класс) школы, идет доработка документов для средней школы. Список рекомендуемых программ будет опубликован Минобразования в конце года.

Как это будет выглядеть на практике? Например, в начальной школе к 22 часам уроков добавится дополнительно 10 «неурочных» часов. Они тоже включаются в базисный учебный план, но исходя из возможностей школы. Школа предлагает родителям перечень дополнительных занятий – например, кружок моделирования или аэробику, а родители смогут выбрать. Все это совершенно бесплатно. Эти занятия не считаются строго обязательными, например, если ребенок ходит в спортивную или музыкальную школу, но всем остальным их будут рекомендовать. Если школа сможет предложить какие-то услуги сверх «неурочного» норматива, дополнительно, – вот это уже будет платно. Есть возможность давать углубленные знания, например, по физике – пожалуйста.

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе