Николай АЛЕКСАНДРЫЧЕВ: «Включить ЯЗДА в кластер автокомпонентов»

Депутат облдумы прогнозирует будущее ярославского дизелестроения

Ярославская область связывает большие надежды с запуском нового завода по производству 530-го семейства двигателей. Это, безусловно, станет новой вехой в развитии ярославского дизелестроения. В то же время внутри отрасли ощущается неравномерность развития отдельных предприятий, что не может не тревожить. Свое мнение о будущем ярославских заводов стратегической отрасли высказывает заместитель председателя Ярославской областной Думы, в прошлом – руководитель ОАО «Автодизель» Николай Александрычев.

Сейчас идет серьезное строительство на площадке нового завода 530-го семейства двигателей. Но нужно отдавать себе отчет, что на этом заводе будут осуществляться в основном сборка двигателей, окраска, комплектовка, отгрузка потребителю, а изготовление деталей ограничится лишь несколькими базовыми комплектующими. Ряд деталей будет производиться на российских заводах, в том числе – в Ярославской области. Некоторые комплектующие будем получать из-за границы, например топливную аппаратуру. 


Таким образом, ЯЗДА остается вне технологического цикла перспективного 530-го двигателя. Это печально. Но тому есть объективные причины. 530-е семейство дизелей – одно из лучших в мировом дизелестроении, оно соответствует показателям Евро 4–6. А в Ярославле производилась топливная аппаратура совершенно другого класса, уровнем не выше Евро 3. Что бы я предложил в такой ситуации? ЯЗДА при сегодняшних темпах производства, если не случится нового кризиса, проработает на прежнем ресурсе еще лет 7–10. За это время нужно путем создания СП с одним из мировых брендов или просто купив лицензию освоить производство топливных насосов, соответствующих более высоким экологическим требованиям. В России подобных не производится. А потребность в них только для двигателей 530-го семейства – 50000 и более в год. Тогда завод будет жить. Главный акционер «Группы ГАЗ» должен это понимать. 

Обсуждается возможность строительства в Ярославской области нового литейного завода. Согласен, это нужно, ведь в России сегодня нет современных литейных производств с электродуговыми печами и автоматическими формовочными и заливочными линиями. Но такой проект, реализуемый «с чистого листа», потребует 350–500 миллионов евро. По сегодняшним временам сумма фантастическая. Почему бы не использовать возможность модернизации литейного производства Тутаевского моторного завода? Мощностей по жидкому металлу там сегодня достаточно. Если заменить старые формовочные линии, мы обеспечим литьем ярославские дизелестроительные предприятия да еще и на сторону продадим. Правда, придется по-новому выстраивать кооперационные связи, в частности с Тутаевским моторным заводом, который сегодня не входит в управление «Группы ГАЗ». И здесь позиция собственника – определяющая. 

Моя логика проста: ЯМЗ, ТМЗ и ЯЗДА должны работать вместе. В этом случае производство высококлассных коробок передач концентрируется на Тутаевском моторном заводе. Там уже и оборудование для этого приобретено. ЯЗДА осваивает современную топливную аппаратуру. Важно удешевить 650-й мотор, который производится по лицензии фирмы «Рено» в Тутаеве. И, естественно, ни в коем случае нельзя списывать со счетов главных кормильцев ярославских дизелестроителей – 236-й и 238-й двигатели и серию 12-цилиндровых двигателей, которые производятся на ЯМЗ. У них есть ресурс для модернизации. Тем более что в ряде стратегических отраслей нужны именно они – низкооборотные двигатели с большим крутящим моментом. Ведь для 530-го семейства верхняя планка мощности – 350–360 лошадиных сил. А 238-е двигатели – наши «рабочие лошадки» – можно довести до 450–500 лошадиных сил.

Если на ярославских предприятиях дизелестроения будет производиться линейка дизелей от самых тяжелых, изготавливаемых на Ярославском моторном заводе, до средних – на новом заводе по производству 530-го семейства двигателей, тогда это и будет настоящий кластер – и наука, и производство в одном котле.

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе