Не судите опрометчиво

Предками данная мудрость народная отличается той особенностью, что на каждую жизненную ситуацию мудрость предлагает как минимум две взаимоисключающие рекомендации. Указание, что дорога ложка к обеду, дополняется не менее убедительным указанием, что поспешность нужна при ловле блох. Причем это не у нас одних. Указания на то, что bis dat, qui cito dat*, тем более что sero venientibus ossa**, дополняются рекомендацией festina lente***.

Тут можно поминать Гамлета с Дон Кихотом, можно мужское и женское начала, можно левое и правое полушария, но в любом случае рекомендация «Не судите опрометчиво, как говорит Евангелие и господин кардинал» имеет право на существование. Вдвойне она имеет это право в тех случаях, когда мудрость Евангелия и господина кардинала оказывается совсем не при деле и общественная жизнь заключается в соревновании, кто поспешит с суждением как можно быстрее и как можно опрометчивее. Что мы могли наблюдать на прошедшей неделе в связи с избиением до полусмерти журналиста О. В. Кашина.

Вся информация, которой мы и сейчас, спустя неделю после совершенного преступления, располагаем, позволяет сделать лишь два суждения, причем не слишком оригинальных. Первое — что никому не дозволено заниматься убийством. Избиением людей в кровавое мясо тоже заниматься никому не дозволено. Второе — что государство на то и существует, чтобы обеспечивать такую недозволенность, и его прямая обязанность (с исполнением которой оно далеко не всегда преуспевает) — изловить злодеев и примерно их наказать. С чем согласится всякий, кто не есть зверь какой, душегуб лесной, а что звери и душегубы в обществе составляют явное меньшинство. Больше же мы пока ничего не знаем.

Между тем вопреки этому объективному незнанию всю эту неделю мы наблюдали множество людей, которым уже все ясно, причем, судя по быстроте реакции, им было все ясно еще до всякого избиения, которое послужило лишь поводом высказать все, что они думают о российских порядках, а равно и о тех или иных конкретных лицах. Не то что доказательств, но даже и правдоподобных предположений, позволяющих объявить предпочтительной какую-то одну версию против прочих, ни у кого нет, но это никого не смущает и никак не препятствует требовать самых далеко идущих оргвыводов. Принцип «Кто не успел (в смысле: отметиться), тот опоздал» властвует над всем.

При этом принцип вполне всемирный. В стремлении не опоздать республиканская конгрессвумен И. Рос-Лехтинен, которую прочат в председатели международного комитета нижней палаты, сообщив, что она «шокирована недавними нападениями на российских журналистов — корреспондентов газеты “Коммерсантъ” и “Жуковские вести” О. Кашина и А. Адамчука», тут же и резюмировала: «Пора президенту Обаме проснуться и увидеть безжалостное лицо режима, с которым он имеет дело, и пересмотреть его политику “перезагрузки” с Россией». Лицо режима, возможно, жалостное, возможно, безжалостное, но к моменту произнесения этих речей уже сообщалось, что нападение на Адамчука есть его собственная инсценировка, причем сообщение не опровергалось и даже не подвергалось сомнению гражданами вполне оппозиционными, но знающими Адамчука не понаслышке. Что до Кашина, то, повторимся, объем доступной нам информации (вряд ли конгрессвумен располагает более обширной) не позволяет нам сделать на основе этого случая каких-либо выводов о лице режима.

Такая опрометчивость не может быть признана разумной политикой. Нельзя слишком часто попадать пальцем в небо, и при установившейся практике произнесения торжественных вердиктов без должных к тому оснований люди перестают внимать вердиктам даже и вполне обоснованным. Надо же как-то учиться на примере коммунистов, которых злоупотребление громкими суждениями довело до известного финала. Не говоря уж еще об одном варианте. Чрезмерно стремительная реакция, когда приговор готов сразу и немедленно, способна наводить на мысли насчет головы Гонгадзе. Быстрее и эффективнее всего может отреагировать тот, кто сам и организовал соответствующий casus belli. Из того, что может, еще никак не следует, что и вправду сам организовал, но людям, весьма склонным к конспирологическим построениям, разумно было бы помнить, что конспирология есть палка о двух концах и чрезмерная опрометчивость, давая некоторый выигрыш в темпе, в то же время способна наводить на самые неприятные мысли и подозрения.

Такая озабоченность темпами и такая неспособность выдержать паузу отчасти даже и удивительны. Конечно, бывают случаи, когда держать паузу невозможно и надо принимать решение в сильном тумане. Когда системы дальнего предупреждения извещают о массированном старте ракет с подлетным временем 30 минут или даже меньше, что-то решать надо немедленно, покуда вообще возможно что-то решать. Но нынешний случай, при всей своей прискорбности, явно не таков. Сравнивать его с военной грозой могут лишь демагоги, вконец утратившие всякое чувство меры, — и тем не менее решать крайне торопятся.

Будь все дело только в чьей-то сознательной недобросовестности и злонамеренности, оно было бы куда легче и проще. Беда в том, что мы действительно живем в информационном обществе, где период полураспада информации крайне короткий. Подобно тому как на финальной стадии гиперинфляции безумно делать сбережения, поскольку завтра стоимость пачки купюр упадет вдвое, через неделю — до нуля, а потому тратить надо сегодня и немедленно, так в эпоху информации надо обыгрывать события примерно с той же скоростью, а держать паузу — то же самое, что копить гиперинфляционные миллиарды. При этом гиперинфляция хотя бы конечна, тогда как про гиперинформацию мы не можем сказать даже этого, поскольку не знаем. Это первый такой опыт в истории.

Жить в физическом мире, где первоэлементы имеют период полураспада в несколько дней, было бы довольно сложно. Мы быстро входим в такого рода мир идей и фактов. Опрометчивость в таком мире начинает безраздельно властвовать вопреки всем разумным поучениям Евангелия и господина кардинала.

Максим Соколов, колумнист журнала «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе