Не прижились на Руси даже петушиные бои. Нет сказали мы и «русской корриде»

С чего начинается здоровое общество
Начинается оно с бережного обращения с братьями нашими меньшими.

Так теперь отвечает на вопрос о здоровом обществе статья 114 Основного закона страны – после внесения в него вступившей в силу вместе с остальными поправки о необходимости ответственного отношения к животным.

Речь идет в этой статье о том, что правительство обеспечивает именно такое отношение не только к животным, но и - в разделе об охране природных богатств – вообще ко всему живому на земле-матушке.

Про правительство все ясно, дело свое оно знает. А нас-то с вами к чему конкретно обязывает такая поправка, вступившая теперь в силу как нравственная и правовая базовая норма жизни?

Не означает же ее появление, что до того братья наши меньшие были у нас совсем уж беззащитны?

Жестокое отношение к ним не отвечает ни канонам православия, ни духу отраженных в фольклоре норм крестьянской жизни с неписаными заветами предков помогать слабому и немощному, не отвечает русскому национальному характеру с его, по Пушкину и Достоевскому, всемирной отзывчивостью души.

На Руси у нас ведь не прижились даже петушиные бои. А сегодня братьев наших меньших защищает статья Уголовного кодекса РФ, она так и называется – «Жестокое обращение с животными».

Но не все так просто. Помните, какие страсти закипели не только в прессе, но и на лавочках во дворах, в курилках офисов, в служебных кабинетах чиновников вокруг сенсационной затеи одного известного, с репутацией человека, склонного к неожиданным поступкам, ярославского предпринимателя, депутата городского муниципалитета.

Вокруг анонсированной им первой «русской корриды», сугубо коммерческого зрелища (с ценой билетов от 50 долларов) в расчете на приверженцев крутого экстрима и просто любителей острых ощущений.

Напомним вкратце, как дело было. С трудом, но все же нашли в городе место для арены. Привезли боевых быков. Съездив в Испанию, заключили контракт с профессиональным тореадором. Назначили дни премьеры. Началась продажа билетов.

Выяснилось, что активные сторонники корриды есть и в Ярославле, и в городах туристского «Золотого кольца», и в Москве. Было объявлено, что среди них будет разыграна сотня приглашений «на это экзотическое представление».

Наш «Северный край» сразу же сказал этой экзотике с кровопролитием свое твердое нет.


Отслеживала происходящее и прокуратура.

Прокурор области прислал в редакцию письмо с напоминанием «заинтересованным сторонам» о том, что если в Испании коррида – «сложившаяся традиция» с глубокими историческими корнями, то в России наших дней чье-то желание таким способом поиграть на нервах зрителей подпадает под действие статьи 245 УК РФ. Да, той самой, о жестоком обращении с животными.

После того, как против «русской корриды» высказался и губернатор Лисицын, стало ясно, что у нее в наших краях перспективы нет.

Дело было, казалось бы, за пустяком. Оставалось растолковать, что к чему, нашим, довольно многочисленным «активным сторонникам корриды». Они всерьез ведь недоумевали: как так, то, «что можно в Испании, в России – нельзя»?

В самый разгар этой шумной истории – кстати, по абсолютно случайному совпадению! - на фасаде цирка на площади Труда появились афиши «Корриды» - аттракциона народного артиста России   Виталия Тихонова.

Поначалу это только добавило в костер огоньку. Посоветуйте, спрашивали нас читатели, какую корриду нам посмотреть, «ту или эту».

Но как раз именно он, цирк, помог нам тогда, чтобы верх у них (и это вскоре стало видно по редакционной почте) над кривотолками и домыслами всё же взял здравый смысл.

Главный режиссер цирка Анатолий Шаликов, приглашая нас на премьеру и пошутив, что не следует ярославцам путать «божий дар с яичницей», настоятельно посоветовал встретиться с руководителем аттракциона Виталием Викторовичем Тихоновым – он, дескать, всё популярно растолкует по пунктам.

Дрессировщик наши ожидания оправдал, только успевай записывать. Рассказал о древнейших корнях поклонения быку в Испании.

О том, чем классическая коррида отличается от ее подделки.


О традициях дрессировки быков в отечественном цирке, одним из родоначальников которой был его отец Виктор Петрович Тихонов.

И, конечно, о том, почему ни в коем случае не следует одно с другим путать - опасную цирковую игру с быками и коммерческое зрелище с кровопролитием.

Разговор наш начался в цирковой конюшне со знакомства с его грозными подопечными – саянскими высокогорными яками.

По словам нашего эксперта покладистыми бывают они разве что когда спят. Ну или когда, как сейчас, дремлют после еды, улегшись в персональных вольерах.

Их давно исчезнувший с лица земли легендарный предок, первобытный тур, воспетый в «Слове о полку Игореве» (помните: «Буй-тур Всеволод»?) в поисках добычи не на жизнь, а на смерть соперничал с самим мамонтом. Потому и у яков наших дней в генах - охота, погоня, бой, добыча.


Шерсть у этих красавцев, мы видели, густым пологом свисает с брюха до самого пола. На свободе она по-прежнему верно служит дальним потомкам тура. Чтобы спать можно было прямо на снегу, укрывая от опасностей и ледяного холода своих телят, только что появившихся на свет.

Эти неукротимые бойцы, оказывается, неспроста и сегодня спят, лежа копытами вперед. Чтобы в час угрозы мгновенно принять ратную стойку.

И в манеже як может вдруг напасть исподтишка. Через свою толстенную шкуру он не чувствует боли и потому не знает страха.

В «Корриде» Тихонова, як, грозно уставившись на красный платок в руках дрессировщика, застывал на месте, как заговоренный.

«Я знаю, что смотрит-то он на красное, а сам ищет в это время мои ноги, чтобы ударить», - пояснил Виталий Викторович.

Так что на репетициях строжничать с ними бесполезно. Бывает, просвещал нас дрессировщик, нужна и твердая рука, чтобы добиться своего, а не получается. Зритель этого видеть не должен. Но это, конечно, никакая не жестокость, как бы ни упрекали дрессировщиков сердитые зеленые в Интернете, в прессе разных стран.

«Мы ведь не заставляем быка ничего делать против его естества, - говорил Тихонов. – Трюки для них, согласно теории условных рефлексов, единственный, причем самый мирный, способ добывать себе пищу». А вот ласку и добрые намерения яки понимают. На этом и держатся их взаимное доверие, быка и дрессировщика.


«Коррида» отца и сына Тихоновых, Виталия и   Виктора-младшего, писал тогда «Северный край», дарит быку жизнь. Но для дрессировщиков это не была только игра в опасность.

Человек рискует в ней по-настоящему, - со слов своего собеседника записал я тогда в свой репортерский блокнот. Рискует по главному неписаному закону классической испанской корриды – гораздо больше, чем бык.

Само-то слово «коррида», напомнил тогда нашим читателям Виталий Тихонов, означает не бой, а «бег быка». Традиция на Пиренеях идет от древнего культа поклонения ему.

Не только в Испании, стране скотоводов и пастухов, но и по всему восточному Средиземноморью это было священное животное.

С его культом был связан исход полевых работ, на волах пахали, возили в закрома собранное на полях. Лошадь в хозяйственном обиходе появилась позже, с изобретением хомута.

Бык был воплощением укрощенных разрушительных стихийных сил природы. Недаром же туры, бизоны, зубры, волы были главными героями первобытных наскальных рисунков, росписей на античных керамических вазах.


Так что коррида для испанца – древнейший ритуал и высокое искусство. Не спорт, не мирное цирковое действо. Но и тем более не жестокая коммерческая забава.

Опасность превращения ее в такую забаву испанцам ведь тоже знакома.

Одним из первых описал признаки такой подделки под традиционную корриду в газетных репортажах из Испании, а затем и в трактате о бое быков «Смерть после полудня» молодой Хемингуэй.

Он различал достойную уважения старую школу, когда тореро рискует жизнью в честном поединке, играя на «территории быка». И – новомодный блеф, когда в угоду коммерции создают лишь видимость опасности для матадора.

Он убивает быка по-настоящему, в то время как ему самому ничто не грозит.

Не зная всего этого, не понять, почему против быка на родине Сервантеса и Дон Кихота никто никогда не выходил и не выходит с огнестрельным оружием.

Не понять, с какой это радости вокруг убитых быков на любительских состязаниях мальчишки там отплясывают стремительную хоту.

Современная коррида – испытание мужества, ее жизнеутверждающий смысл в победе разума и мастерства над слепой яростью.

Это апогей фиесты с молебнами, танцами на площадях, праздничными шествиями, ярмарками с торгом лошадей и крупного рогатого скота.

А со времен Хемингуэя и с обязательным пробегом быков по городу от стен питомника-ганадерии, где боевых быков выращивают специально для корриды, до ворот арены. Наперегонки с удирающими от них искателями приключений на свою голову.

И у Тихоновых на манеже тоже была фиеста. Не забудем: полвека назад именно в Ярославле отец Виталия Викторовича показал первый в мире аттракцион с зубрами, никем потом не повторенный.

В ХIХ веке и позже в знаменитом цирке Чинизелли дикие быки раскачивались на качелях, что долго считалось высшим достижением в их дрессуре.

Так и было до тех пор, пока в России родоначальник цирковой династии Тихоновых не выпустил аттракцион с дикими яками и зубрами.

Эти тяжеловесы показывали у него чудеса ловкости и грации. Дрессировщик сумел добиться того, что не удавалось никому. Помирил быков с их злейшими супостатами – тиграми и собаками.

Сын, закончив цирковое училище по специальности «прыжковая акробатика», начал с того, что скопировал изображения на античной керамике. Прыгал через яков, исполнял акробатические трюки у них на спине, держась за рога, как за поручни гимнастического коня.

И та премьера «Корриды», которую в начале нового столетия видели мы, тоже была праздником во славу и в защиту жизни.


И до, и после того, как тореро Виталий, рискуя по-настоящему, выходил на быка с красной тряпкой, яки под наши зрительские ахи и охи то бросались вскачь с медведем на загривке, то танцевали вальс в паре с дрессировщиком, то самозабвенно катали по манежу огромный зеркальный шар, то бесстрашно прыгали в огненное кольцо.

Те премьерные представления прошли у нас с аншлагом. Жанр развивается. Не так давно показал свой новый аттракцион «Медведи на американских буйволах» лауреат международных конкурсов Серго Самхарадзе.

Между тем отношение к корриде меняется. Даже у самих испанцев. В 2012 году каталонцы приняли закон о ее запрете.

Мы в Ярославле об одиозной «русской корриде» вспоминаем теперь совсем редко. Сам слоган, правда, не исчез. Но и в социальных сетях он всё чаще служит благим целям.

Служит пиару, по большей части всего того, что, слава Богу, так или иначе имеет отношение к здоровью нашего общества – борцовских поединков, тренажера для начинающих автомобилистов или таблеток против курения.

В конце заметок не будем подводить черту в виде каких-то широковещательных итоговых умозаключений.

Рискнем, однако, высказать предположение, что наш Основной закон с вступлением в силу поправок к нему стал мудрее.

В том значении слова «мудрость», какое имел в виду академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Великий гуманист не считал такое свойство личности возрастным. Мудрость, по его словам, «это ум, соединенный с добротой».

А возвращаясь к тому, с чего мы наш разговор начали, к той статье обновленной Конституции России, где речь идет о культуре гуманного обращения с братьями нашими меньшими, давайте, вслед за экспертами рабочей группы по поправкам, просто вспомним всё есенинское четверостишье с этими словами, давно вошедшими в наш повседневный речевой обиход.

«Счастлив тем, что целовал я женщин, - // писал поэт, когда до ухода из жизни оставалось ему чуть больше года, - // Мял цветы, валялся по траве // И зверье, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове».

Автор
Юлиан Надеждин, член Союза журналистов России
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе