Милиция вводит новые стандарты образования

ГУВД Москвы борется с «неблагонадежными» студентами

В середине января в ряд московских вузов пришли официальные письма из Московского ГУВД с именами студентов, задержанных во время митинга «несогласных» 14 декабря 2008 года. Заместитель начальника управления генерал-майор Александр Иванов, подписавший эти эпистолы, не только просигнализировал о случившемся, но и обратился к руководителям вузов: «Прошу рассмотреть вопрос об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и целесообразности дальнейшего обучения указанных лиц»… 

Как стало известно, письма пришли и в МГУ, и в Московский государственный педагогический университет, и в Московский горный… Но взрыв в СМИ произошел, когда письмо, направленное из ГУВД ректору Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярославу Кузьминову, опубликовал «Ежедневный журнал». 

«Вышке», претендующей на дополнительное финансирование из государственных источников, ссора с государственной силовой структурой совершенно не нужна. Тем не менее на следующий день после публикации письма, 27 января, ректор вуза Ярослав Кузьминов заявил в прямом эфире «Эха Москвы»: «В письме содержится странная, на мой взгляд, фраза, что надо рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения их (студентов. — Прим. ред.) обучения. Мне кажется, что продолжать свое обучение они будут в зависимости от своих академических успехов и исполнения устава университета. В «Вышке» учатся самые разные студенты. У нас есть избирательные штабы левых сил, <…> есть молодежное «Яблоко», есть сторонники «Единой России» в большом количестве…».

Удивительно, что генерал-майор милиции, подписавший письмо, плохо ориентируется в законах, которые сам же перечисляет. Участие в митинге не экстремизм. А вот вмешательство в отношения вуза со студентами в части «целесообразности дальнейшего обучения указанных лиц» — превышение должностных полномочий. 

Прокомментировать ситуацию мы попросили заведующего отделом печатных СМИ Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Владимира Коробкова. Сколько писем за подписью генерала Иванова отправлено и в какие вузы, он сказать не смог. Получены ли ответы из вузов — не знал: «Эта почта к нам не поступает, идет непосредственно на имя начальника или того, кто письмо подписал». На просьбу оценить юридическую состоятельность документа ответил: «Я не могу обсуждать документ, который подписал один из руководителей нашего ведомства». 

В таком случае пусть обсуждают другие.

Марк Урнов, декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ: 

— Статьи закона, на которые ссылается ГУВД, призывая наш университет «устранить обстоятельства, способствующие совершению правонарушений», вовсе не про то, о чем идет речь в письме. Например, Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании регулирует поведение студента внутри вуза, а не административные правонарушения. Письмо просто неграмотное юридически. Прискорбная юридическая безграмотность для органа, который должен следить за соблюдением закона. Да и вообще, не дело милиции советовать университетам, как им поступать со своими студентами. Лучше бы ловили террористов, которые просто фашиствуют, убивают журналистов и адвокатов. 

Мы — университет, у нас много разных людей. Есть те, кто в аппозиции к правительству, есть те, кто его поддерживает. Сами учимся и студентов учим жить в атмосфере плюралистической. 

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ:

— Все исчерпывающим образом прокомментировал ректор, выступая на «Эхе Москвы». Он сказал, что мы исключим этих студентов, если они получат неудовлетворительные оценки на экзамене или допустят грубые нарушения внутреннего распорядка вуза. А то, что им инкриминируется, — это их конституционное право, а мы чтим Конституцию. Если местная администрация придумывает что-то каждый раз, чтобы не допустить протестных выступлений, надо еще посмотреть, кто ее — Конституцию — нарушает. 

Людмила Рыбина

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе