Михаил Крупин «В Лондоне ждут гастролей Волковского театра»

Стратегия развития Ярославской области до 2025 года одним из приоритетов в экономике региона обозначила туризм. Но, как говорится, «гладко было на бумаге». А есть ли реальное движение в этой отрасли? Об этом нам рассказал Михаил Крупин, заместитель председателя комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам. Коренной ярославец, экономист и юрист по образованию, он работал в частном бизнесе, а затем – топ-менеджером в крупнейших энергетических компаниях страны (Костромская и Конаковская ГРЭС, ОГК-5, Московская объединенная электросетевая компания), отвечая за их финансовое положение, привлечение инвесторов и работу с российскими и зарубежными акционерами. В последние годы накопленный опыт и ресурсы вкладывает в развитие туристической отрасли Ярославля и Золотого кольца России.

– Михаил Львович, недавно вы вернулись с туристической выставки в Лондоне. Есть ли смысл в таких мероприятиях и «за чей счет банкет»?


– Когда я работал в ОГК-5, за счет правильно проведенных road-show в Нью-Йорке и Лондоне мы привлекли 6 миллиардов долларов. Туризм – тоже бизнес, но в нем «человеческий фактор» и грамотное продвижение еще важнее. Если мы хотим привлекать инвесторов, партнеров и увеличивать турпоток, то должны показывать товар лицом.


Про деньги. Мы начали активно участвовать в международных туристических форумах в прошлом году. Вложили 10 млн. рублей, «закрыв» все базовые выставки – Берлин, Лондон и Шанхай. Это деньги туристического бизнеса Ярославля, бюджет в этих расходах не участвовал. Думаю, что по итогу этого года сумма будет схожей.


– Давайте про Лондон. Что там была за выставка, и как на ней была представлена Ярославская область?


– Лондонская выставка World Travel Market всегда проходит в ноябре (англичане консервативны). WTM носит имиджевый, статусный характер (в отличие, например, от более коммерческой берлинской), на нее приезжают представители всех значимых стран, задействованных в сфере туризма. То есть там позиционируются не просто профессиональные участники туристического рынка, а государства.


Приятно то, что присутствие России на World Travel Market растет и качественно, и количественно. В отличие от прошлого года, в ней активно участвовал Ростуризм, эффективно работали российское посольство и торговое представительство в Великобритании.


Российская экспозиция занимала одно из самых выгодных мест выставки – сразу у входа. А наш стенд был на ней, пожалуй, самым заметным. К тому же графическое оформление экспозиции нашей страны строилось в едином ключе, исходя из макета, который разработали мы. Это тоже работало на ярославскую делегацию.


Вообще должен сказать, что в выставочной деятельности очень важна стабильность участия. Если в прошлом году мы были новичками, которые на ходу пытались сориентироваться и порой «Христа ради» влезть в формат ранее запланированных мероприятий, то сейчас чувствовали себя ожидаемыми и желанными участниками. В бизнесе ведь очень важны не столько деньги, сколько деловые отношения.


Кстати, жирный «плюс» я ставлю недавно созданному Агентству по туризму Ярославской области – оно провело огромную подготовительную работу, выстраивая формат нашего участия и формируя график деловых встреч.


– Руководитель агентства Юлия Ветошкина тоже была в Лондоне?


– К моему сожалению, нет. Официальную делегацию Ярославской области в этом году представлял я. Так что статус депутата пришелся очень кстати – делегации других регионов возглавляли заместители губернаторов и руководители пропрофильных министерств. В нашу делегацию также вошли представители нашего туроператора – компании «Ярославль – столица Золотого кольца» – и «Ринг Премьер Отеля». При этом мы единым пакетом презентовали все объекты региона, включенные в общий каталог, – туристические, культурные, спортивные, оздоровительные и т.д.


Когда мы представляли на открытии выставки свой стенд, рассказывая об уже сделанном и перспективных планах, руководитель Федерального агентства по туризму А.В. Радьков отметил: по туристическому потоку мы прочно удерживаем третье место после двух столиц – Москвы и Петербурга. И при этом активно работаем в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» в плане формирования и реализации инвестиционных проектов.


– Что вы «продавали» на выставке?


– Мы представляли три блока – инвестиционные проекты (яркий пример – «Ярославское взморье»), туроперейтинг и объекты для размещения туристов. Чтобы вы могли понять объем работы, скажу, что мы раздали сотню килограммов одних только каталогов, стендовики отработали более 1500 адресных контактов. Обсуждались и запросы по разовым выездам туристических групп, и варианты сотрудничества с крупными зарубежными туроператорами.


На стенде мы провели достаточного много и ранее запланированных встреч – в основном с профессиональными участниками туристического рынка и представителями медиа-сообщества. Очень плодотворно поработали, в частности, с немцами. Дело в том, что в марте в Берлине откроется вторая крупнейшая выставка – Международная туристская биржа ITB. По масштабу и количеству участников она даже больше лондонской, при этом ITB в меньшей степени имеет статусный характер, но в большей – чисто коммерческий. С немцами мы обсудили составление графика наших деловых встреч в Берлине, поскольку интерес к нам со стороны германских туроператоров достаточно высок.


Отмечу: мы, ярославцы, сейчас предлагаем на рынке не только себя, но и другие регионы «Золотого кольца». Это принципиальная позиция. Недавно я выступал в Общественной палате России и говорил: нам нужно объединить 6 субъектов Федерации, входящих в этот маршрут, чтобы они предлагали единый продукт. Даже наши зарубежные коллеги понимают: по своим масштабам и разнообразию «Золотое кольцо» сопоставимо с целыми европейскими странами – такими как Чехия или Австрией. В среднем тур по маршруту составит 10 дней – а это формат пребывания туристов, который загрузит нашу туристическую инфраструктуру. При этом каждый регион получит деньги.


В рамках выставки прошла презентация России, на которой были представлены 6 регионов. Таким образом, представили всю территорию страны, от запада до востока. Ярославская область шла второй, после Калининграда. Так что мы, по сути, символизировали всю истинную Россию, исконную Русь.


– Участие в выставке предполагает работу не только на стенде, но и «в поле» – с туроператорами тех стран, которые представляют для нас наибольший интерес с точки зрения въездного туризмы. Что это за страны?


– Возможно, кого-то это удивит, но сегодня хорошим поставщиком туристов для России является Турция. Значимы Израиль, Южная Корея и Китай. Точки роста в Западной Европе – Германия, Италия, Испания. Большой интерес к России проявляют Пакистан и Индия. Причем представители этих стран, как правило, приходят вместе – что бы ни происходило между этими государствами, но их граждане считают себя сыновьями одной, искусственно разделенной страны.


– Неожиданно…


– Нет, ожидаемо. Это большие, динамично развивающиеся государства с огромным населением. И даже если в среднем они небогаты, то есть значительное число людей, которые могут себе позволить путешествия. При этом Азия им понятна, Европа и Америка хорошо известны. И они хотят увидеть Россию. Страну, в которой, как считают их ученые, «каждый русский говорит на санскрите, потому что это его родной язык».


– Какие вопросы вам задавали в Лондоне? Что запомнилось?


– Было много вопросов, в том числе неожиданные. Например: «Мы знаем, что в Ярославле – первый русский театр. Но вот Мариинка в Лондоне выступает часто, а почему Волковского театра мы не видим? Хотелось бы, чтобы он присутствовал». Это, кстати, интересовало и русскоязычную, и англоязычную публику. Были и вопросы по безопасности. Тут все сомнения развеяла статистика: за 50-летнюю историю существования туристического маршрута «Золотое кольцо» на нашей территории не было зарегистрировано ни одного противоправного действия в отношении иностранных туристов. Это неопровержимый аргумент в пользу того, что путешествовать у нас безопасно.


Очень многие просили порекомендовать, где и как отдохнуть в России. Надеюсь, всем запомнился мой жест – я просто показал раскрытую ладонь и перечисли пять «за»: Ярославль – город-музей, город-театр, город-фестиваль, город-отель и город-ресторан.


– Вы говорили об активном участии посольства и торгпредства России в Лондоне…


– Да, на их площадках мы провели очень насыщенные деловые встречи с целевой аудиторией. Плюс в том, что они переходили в кулуарные переговоры.


В торгпредстве России в Великобритании мы выступили дуэтом с Нижним Новгородом, поскольку, кроме «Золотого кольца» продвигаем еще один очень хороший туристический продукт «Великая Волга». После презентации прозвучали достаточно интересные инвестиционные предложения. Две компании предложили участие в модернизации аэропорта «Туношна» с предоставлением финансовых ресурсов. Одна компания предложила организовать работу локальной авиации. Они уже занимаются этим в Западной Европе – предоставляют самолеты с понятными рентными платежами, выстраивают всю логистику, связанную с продажами. В Европе локальная авиация очень хорошо развита – это малые самолеты и вертолеты. Названная нам цена полета от Ярославля до Москвы – 70 долларов. Это достаточно трезвая оценка стоимости, которая сопоставима ценой поездки на поезде. При этом нужно понимать, что во встречах в торгпредстве участвуют не все желающие, а серьезные компании, обладающие достойной репутацией и реальным опытом работы. Торгпред уже сообщил мне, что готовится обращение в адрес губернатора Ярославской области для продолжения диалога.


Долго мы беседовали и с руководителем компании «Русский дом в Лондоне», которая более 50 лет занимается поездками британских туристов в Россию. Этот человек сам был на «Золотом кольце», понимает ресурс и потенциал этого маршрута и региона. Он высказал большой интерес и к «Золотому кольцу», и к маршруту «Великая Волга». Планируется, что вскоре этот британский партнер подпишет соглашение о сотрудничестве с нашим туроператором «Ярославль – Столица Золотого кольца», а затем они займутся детальной работой.


Важный блок обсуждений – создание единого информационного поля. Хотя Россия и Англия давно и достаточно тесно общаются, большинство британцев осведомлены о существовании Москвы, Санкт-Петербурга и озера Байкал, а вот остальная Россия остается для них малоизвестной. Соответственно, у журналистов, работающих и в глянце, и в формате Интернет-изданий, существует заинтересованность в создании единого информационного пространства и получении объективной информации о событиях, которые происходят на «Золотом кольце» и других туристических маршрутах России. С торгпредом России мы проговорили возможность подписания соглашения об информационном обмене между Ярославской областью в лице Агентства по туризму и редакцией журнала «Русский магазин». Думаю, это поможет формированию положительного имиджа нашего региона – это будет полезно не только с точки зрения развития въездного туризма, но и послужит дополнительным стимулом для инвесторов. При прочих равных люди вкладывают деньги там, где чувствуют себя комфортно. И туризм – лучший способ показать им привлекательность региона.


– Михаил Львович, как вы оцениваете перспективы развития туризма в Ярославской области?


– К счастью, мы уже можем отталкиваться от фактов. Прошлый год дал городу Ярославлю 715 тысяч туристов, первое полугодии этого – 520 тысяч. По прогнозу, в целом по области у нас будет 30% роста за год. «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» При общей стагнации экономики туризм развивается. По России за 1-е полугодие он дал 8 процентов роста. А у нас, как видите, цифры еще приятнее. Это индустрия, которая развивается, но нуждается в правильном позиционировании и продвижении.


ЯРНОВОСТИ 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе