Макаревич ответил «Пилораме»

В Перми прошел ежегодный гражданский форум «Пилорама»


В деревне Кучино Пермского края прошел ежегодный гражданский форум «Пилорама» – диковинный микс из музыкального open-air, театральных и кинопредставлений, а также диспутов на социально-политические темы.


Впервые организованная в 2005 году на территории бывшего лагеря для политзеков, а ныне музейного комплекса «Пермь-36», «Пилорама» поначалу представляла из себя дискуссионный форум с обширной программой бардовской песни. Однако к нынешнему моменту превратилась из нишевой акции в событие федерального масштаба, соединяющее жизнь культурную и общественную. В прошлом году фестиваль – руками куратора музыкальной программы «Содержание» Василия Шумова – просто соединил эти две материи вместе. В этом – наметилась их диффузия: некоторые артисты и музыканты были приглашены с прицелом на то, чтобы стать если не участниками, то героями дискуссий, да и сами обуждения часто касались темы политического или публицистического искусства.


К этому располагала и заявленная тема «Пилорамы» – двадцать лет без СССР.


Открывшись кадрами хроники августа-1991, форум (казалось, просто обязанный свалиться в фестиваль слез по утраченной советской идентичности или же по растаявшей как дым постсоветской демократии) резко свернул с ностальгической тропы. Пока в специальных шатрах шли дискуссии на темы становления гражданского общества, в отчетные два десятилетия и сегодня, в соседних корпусах и сараях работали выставки. Был в их числе спецпроект «Россия для всех» музея PERMM, созданный художниками Дмитрием Гутовым и Владимиром Бондаренко – по их собственному признанию, в качестве ответа на события на Манежной площади. «Дмитрий Куприн — татарин», гласили раскрашенные живописцами доски, «Марис Лиепа — латыш»; всего около 100 иконографических персонажей русской культуры прошли исследование на национальную принадлежность.


На территории «особой зоны» показывали театральные проекты. Среди них — несколько премьерных постановок из серии «Человек.Doc» театра «Практика», посвященные Александру Гельману и Олегу Генисаретскому. Некоторым поклоном ностальгии мог показаться моноспектакль «Эпитафия» актера Алексея Девотченко – композиция, составленная из отрывков из «Дневников неудачника» Эдуарда Лимонова и стихов Тимура Кибирова. Но реквием получился довольно жестким и остроумным – энергичный актер сопоставил и исполнил отрывки таким образом, что вздохи ностальгического постмодерна Кибирова оказались заражены витальностью писателя-вождя Лимонова. Зато впрямую публицистическим был спектакль «Я там была...» театра «Возвращение» по стихам Юлии Панышевой, написанным в лефортовской камере после ареста в 1950 году.


Ближе всех к теме политики в искусстве подошла кинопрограмма, в рамках которой были показаны документальные фильмы из программ фестивалей правозащитного кино «Сталкер» и Frontline.


Музыка на «Пилораме» существовала в нескольких видах. Во-первых, на отдельной, отставленной от лагерного комплекса в поле, играли рок-группы – среди них были как политически заряженные москвичи «Барто», так и музыканты, далекие от общественной тематики — например, легкие звуком москвичи «Девять» или, наоборот, пермские металлисты «Machette». Отдельную программу «Содержание 2» собрал Василий Шумов, выступивший со своей основной группой «Центр». Главную сцену «Пилорамы» отдали артистам постарше – Олег Нестеров вместе с «Капеллой берлинских почтальонов» представил концертное действо «Большая свобода №7» по мотивам своей книги «Юбка», в котором перепел по-русски некоторые шлягеры немецкой эстрады 30-х, а хедлайнером на этой сцене был Андрей Макаревич.


Он же несколькими часами раньше стал главной фигурой дискуссии с громким названием «Судьбы рока», на которой гражданская тематика наконец соединилась с культурной, а публика с музыкального поля перетекла в один из дискуссионных шатров.


Обсуждение началось с видеовступления захворавшего накануне отъезда Артемия Троицкого. «Если музыканту нравится власть и он может честно об этом сказать или спеть — ничего страшного», – проговорил с экрана критик. Модератор дискуссии, музыкант Александр Липницкий напомнил, что в середине 80-х власть делала большую ставку на рокеров, которые должны были своим авторитетом наступающие перемены – и призвал подумать, в чем может состоять функция рок-артистов в сегодняшней ситуации. Его мысль продолжил Владимир Рекшан, создатель группы «Санкт-Петербург» – он сообщил, что российский рок является ничем иным, как музифицированной поэзией. А литература, по мысли Рекшана, в царские времена заменяла газеты, телевизор и интернет.


Как бы в ответ на это, Андрей Макаревич сообщил, что провел двое суток у Белого Дома в 1991 году (чем вернул дискуссию к теме форума) и там осознал, что в любой борьбе важен не процесс, а результат; в противном случае выступающий на площади музыкант демонстрирует лишь свое тщеславие. Корреспондент «Парка культуры» спросил, какой из двух своих выходов на площадь – в 1991 году или в послевыборную ночь в 2007 – он считает наиболее результативным.


В ответ музыкант сообщил, что в любой стране завершение выборов президента является праздником. «В том числе и таких, какие случились в 2007», — добавили из зала.


В качестве примера результативной неплощадной работы Макаревич назвал свой звонок губернатору одного из северных субьектов РФ с требованием прекратить убийства бельков. «Андрей Вадимович, а позвоните теперь нашему губернатору Чиркунову», - подала голос пермская журналистка, - «пусть он уберет этих страшных красных человечков с улиц города».


Мешать экспансии современного искусства в отдельно взятом городе Макаревич, впрочем, отказался.


На форуме не было многих из тех, кого сейчас причисляют к новорождненному «политическому искусству» –Noize MC, Васи Обломова, «Театра.Doc» с их судебным-спектаклем «Час Восемнадцать», Кирилла Серебреникова с «Отморозками» по Захару Прилепину. Однако прелесть в другом – никто из организаторов не собирался специально превращать культурную площадку форума в ревю политискусства, эта тема естественным образом возникла и оформилась там сама. Так же естественно, как сама «Пилорама» из правозащитно-музейного сборища, каким она была шесть лет назад, в этом году выросла в гражданское продолжение более молодого явления – культурной экспансии в Пермь, затеянной и воплощаемой нынешним заместителем губернатора Борисом Мильграмом и культуртрегером Маратом Гельманом. К их, быть может, немалому удивлению.


Алексей Крижевский

Газета.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе