Крушение "Невского"

В одном очень старом рассказе отца "Ментов" писателя-детективщика Андрея Кивинова приводится замечательный эпизод, в котором несколько "отморозков", желая быстро и без особых усилий разбогатеть, решают устроить крушение "Красной стрелы", поезда-экспресса, курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом. Поскольку доступа к взрывчатым материалам у "отморозков" не было, они решили положить поперек рельс шпалу, надеясь, что машинист ее не заметит, и поезд сойдет с рельс. "Отморозки" не учли одного: на поездах стоит система предупреждения о предметах, находящихся на рельсах. Соответственно, машинист этой системой был предупрежден, и крушение не состоялось. Пассажирам "Невского экспресса", который следовал из Санкт-Петербурга в Москву, как это ни печально, повезло гораздо меньше. 


По предварительным выводам следствия, имел место террористический акт. По крайней мере, в пользу этой версии свидетельствует наличие небольшого углубления под рельсами в районе второго с конца вагона, который более всего и пострадал в крушении. В этом вагоне, кстати, ехал глава "Росавтодора" Сергей Тарасов, глава Росрезерва Борис Евстратиков и его помощник Александр Пошивай. Главы федеральных ведомств погибли, а Александр Пошивай получил ранения. По предварительным данным, погибло 26 человек, получили ранения 96, признаны пропавшими без вести 18. Акционерное общество "Российские железные дороги" уже объявило, что выплатит родственникам всех погибших по 500 000 рублей. Цифра отнюдь не внушительная, но едва ли существует денежный эквивалент, которым можно было бы выразить ценность жизни гражданина Российской Федерации. 

Следствию еще предстоит много работы. Смеем надеяться, виновные будут найдены и наказаны по всей справедливости закона. Конечно, конституционный суд наложил запрет на практику смертной казни, но, очевидно, виновные получат значительные сроки вплоть до пожизненного заключения. В любом случае, пытаться в настоящий момент назначить виновных или попытаться кого-то обвинить, значит вести схоластические спекуляции, которые ничем позитивным не увенчаться не могут. Всем понятно, что это экстремизм. 

Кто именно провел теракт – националистическое подполье скинхедов, о котором так много говорят либеральствующие СМИ, исламистское подполье Северного Кавказа, о победе над которым постоянно рапортуют (впрочем, оно уже достаточно давно ничем себя не проявляло, если не считать постоянных терактов в Чечне, Дагестане и Ингушетии, но к этому уже привыкли), гопники-"отморозки", которые захотели "поиграться" со взрывчаткой или кто-то иной – установит следствие, которое, и это уже очевидно, будет проведено со всей возможной тщательностью. Намного более важно в настоящий момент попытаться установить долгосрочные политические последствия этого события. А именно указать, кто более всего теряет от того, что кто-то вдруг решил, как бы кощунственно это ни звучало, пустить под откос "Невский экспресс". 

Безусловно, первыми виновными широкое общественное мнение россиян, безусловно, назначит силовые ведомства. Часть из них уже под большим подозрением. По всей видимости, министерству внутренних дел придется еще много потрудиться для того, чтобы отмыться от той грязи, которая налипла на мундир сотрудников внутренних дел в связи с делами майора Евсюкова, юриста Магнитского и сержантов, забивших насмерть человека на улицах Москвы. Теперь, вероятно, на милицию, вернее транспортную милицию, навесят еще и неспособность предотвратить теракт. Возможно, так и будет. 

Но здесь важно другое. За предотвращение террористических актов на территории России отвечает совсем иное ведомство – Федеральная служба безопасности. Ее глава из года в год постоянно рапортует президенту страны о том или ином предотвращенном теракте. Но, как говорится, успех ФСБ всегда не виден, а провал очевиден всем. Можно с определенной степенью уверенности прогнозировать, что со стороны высшего руководства страны последуют какие-либо оргвыводы. И пускай широкой публике о них сообщено не будет, в их скором появлении сомневаться не приходиться. Буквально несколько дней назад из Москвы в Северную столицу, а затем обратно, ехали точно такие же "Невские экспрессы", забитые представителями высшей российской власти и журналистами ведущих российских СМИ, желающих посетить XI Съезд "Единой России". И если бы теракт произошел на неделю раньше, то страшно было бы представить политические последствия произошедшего. 

Однако и это не самое важное. Необходимо обратить внимание на следующий факт. За борьбу с террористами и проведение профилактических мероприятий в России ответственно ФСБ, и всем очень хорошо известно, кто из руководителей Российской Федерации связан с этой организацией. А это значит, что теракт вполне может быть использован силами, которые, как уже не раз заявлял известный отечественный политолог Леонид Поляков, всеми силами пытаются вбить клин в тандем. Им не удалось это сделать ни случаем с Подрабинеком, ни "Думским демаршем", теперь они могут апеллировать к президенту Медведеву, указывая на неспособность тех, кого принято называть "силовиками", исполнить даже те обязанности, которые они в силу своих должностей призваны выполнять. 

Этот вопрос встает еще более острой стороной, если вспомнить, что депутат от "Единой России" Макаров призывал ликвидировать МВД, поскольку эту структуру невозможно реформировать. И пускай он высказывал лишь свое личное мнение, а руководство "ЕР" от этого заявления официально дистанцировалось. Сигнал был кому-то послан и, вероятно, кем-то получен. И как бы фантасмагорически это ни звучало, вполне может появиться кто-то, кто заявит о необходимости ликвидировать или радикально реформировать ФСБ. Самое страшное то, что общество может поддержать это заявление. 

Жестокость и циничность представителей МВД уже давно стала привычной, в то время как жестокость терактов всегда поражает воображение граждан. Соответственно, обвинения против представителей ФСБ всегда будут восприниматься более остро и с большей благодарностью. Ведь жертвой теракта может стать каждый, тем более теракта, совершенного на железной дороге. Железная дорога все еще остается единственным средством транспорта, связывающим огромные пространства Российской Федерации. 

Таким образом, не столь важно, кто является инициатором и исполнителем террористического акта, в любом случае, это "отморозки" и нелюди, которые, несомненно, будут найдены и наказаны. Важно, чтобы смерть пассажиров "Невского экспресса" не стала разменной монетой в политических играх нечистых на руку сил. Этого ни в коем случае допустить нельзя.

Константин Аршин 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе