Когда амбиции мешают разуму

На модернизацию аэропорта в ближайшие 20 лет потребуется 165 миллионов евро


Рассматривая версии трагедии, пристальное внимание уделяется состоянию самолета Як-42 и его экипажа. За кадром остается место авиакатастрофы – аэропорт «Туношна». Корреспондент «Провинции.Ру» попытался проанализировать нынешнее состояние аэропорта, используя информацию из открытых источников.


Опасно для губернаторов


Аэропорт «Туношна» – бывший военный аэродром, передан в собственность администрации Ярославской области уже лет десять. Долго и безуспешно пыталась она избавиться от аэропорта, сначала акционировав его, затем пытаясь продать с аукциона. Желающих приобрести аэропорт за 292 миллиона рублей, или одиннадцать миллионов долларов, так и не нашлось. Аукционы один за другим признавались не состоявшимися из-за отсутствия потенциальных покупателей. Время от времени ярославские власти тешили себя иллюзиями и время от времени поминали всуе некие компании с английским капиталом. Не случилось!

С 2001 года приказом Министерства транспорта РФ аэропорт открыт для международных грузовых перелетов. Губернатором тогда был Анатолий Лисицын, в судьбе которого «Туношна» сыграла далеко не радужную роль. Экс-губернатор позиционировал его исключительно как грузовой международный аэропорт. Возможно, попытки организовать в «Туношне» конкурентоспособную транспортную линию и породили уголовное дело против него в 2004 году. Действующие игроки рынка международных перевозок оказались крайне не заинтересованы в появлении конкурента, и губернатора ударили по рукам уголовным делом.

Для нынешнего губернатора «Туношна», похоже, тоже стала «пятном на мундире», ибо теперь долгое время аэропорт будет ассоциироваться исключительно с трагедией, а не с повышением инвестиционной привлекательности региона, как мечтал нынешний губернатор Сергей Вахруков.


Одновременно в «Туношне» помещается восемь судов


По официальным данным, аэропорт «Туношна» имеет категорию CAO (Международной организации гражданской авиации) и сертификат МАК (Межгосударственного авиационного комитета). По данным официального сайта, аэропорт оборудован наземным и навигационным оборудованием, позволяющим обслуживать суда, в том числе и в сложных метеоусловиях. Службы аэропорта сертифицированы в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА) Министерства транспорта РФ, имеются лицензии на осуществление деятельности, связанной с обеспечением приема и выпуска воздушных судов. Аэропорт может круглосуточно принимать 15-17 самолетов всех классов, включая сверхтяжелые типа Ан-124 «Руслан». На нем возможно одновременное размещение до восьми судов класса «С» и «D». Размеры взлетно-посадочной полосы аэропорта составляют 3 000 х 44 метра. Средняя суточная интенсивность движения воздушных судов – семь самолето-вылетов. Пассажирский терминал в состоянии обеспечить отправку до 150 пассажиров в час.


Халатность или преступность?


С 18 апреля 2011 года из аэропорта «Туношна» выполняются регулярные пассажирские рейсы по маршрутам: Ярославль – Москва (Домодедово) – Ярославль и Ярославль – Санкт-Петербург (Пулково) – Ярославль. Между тем с момента возобновления регулярных рейсов, за неполных пять месяцев, с аэропортом «Туношна» уже связано несколько официальных происшествий. Можно сбросить со счетов аварийную посадку Ил-76, который совершил внеплановую посадку 15 августа из-за того, что упало давление масла в одном из двигателей. Зато как-то не хочется сбрасывать со счетов другие происшествия.

22 июля 400 метров огней приближения из 900 были выведены из строя. Некие злоумышленники побили фонари близ взлетной полосы, создав угрозу для посадки самолетов. Огни были восстановлены, но осталось чувство недоумения: получается, в любой момент любые отморозки могут повыкручивать лампочки? Огни приближения расположены за охраняемой взлетной полосой, надо понимать, на неохраняемой территории?


Ямочный ремонт


Серьезный резонанс вызвал и отказ аэропорта принять владикавказскую «Аланию» 25 апреля. Только отзвучали фанфары, возвестившие начало регулярных авиаперевозок в «Туношне», и не остыли в памяти ярославцев заверения областных властей, что аэродром соответствует всем требованиям безопасности и взлетно-посадочная полоса в достойном состоянии и… такой конфуз. Диспетчер не дал добро на посадку футболистам из-за неисправности ВВП. В компании тогда комментировали журналистам, что взлетно-посадочную полосу повредило струей горячего воздуха, который при взлете крупного самолета бьет в покрытие. Оказывается, покрытие уже старое. Вот и сдуло часть асфальта. 12 квадратных метров с взлетно-посадочной полосы. А попади шасси самолета в такую ямку? По словам представителей аэродрома, дыру тогда залатали, то есть сделали ямочный ремонт.

Между тем, по официальным заявлениям ярославских властей, на модернизацию аэропорта в ближайшие 20 лет потребуется 165 миллионов евро, а в ближайшие пять лет на реконструкцию взлетно-посадочной полосы требуется около 30 миллионов евро. Накладненько так – иметь собственный аэропорт для приема высоких гостей на несколько форумов в году и для десяти рейсов в неделю восьмиместным самолетом.


Наша справка


Владельцем 100% акций ОАО «Аэропорт «Туношна» является правительство Ярославской области в лице департамента имущественных и земельных отношений. Предприятие убыточное; по данным компании, убыток за 2010 год составил более 23 миллионов рублей. По данным Вестника государственной регистрации, в ноябре 2010 года по решению внеочередного собрания ОАО уставной капитал уменьшен вдвое, с 406 миллионов рублей до 203 миллионов рублей. Номинальная стоимость обыкновенной акции со 100 рублей также уменьшена вдвое, до 50 рублей за акцию.


Караван-Рос


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе