Егор Гайдар в истории не просто был – он её делал

Ушёл из жизни Егор Гайдар. Соболезнования близким выдающегося учёного-экономиста и государственного деятеля выразил Президент страны Дмитрий Медведев. Как отмечается в его телеграмме, Гайдар был смелым, честным и решительным человеком и «в период кардинальных перемен взял на себя ответственность за непопулярные,
но необходимые меры».


Егор Тимурович не раз бывал в наших краях. Заходил поговорить о жизни и в редакцию «Северного края». О том, что думают о творце рыночных реформ, их «шоковой терапии» ярославцы – подборка наших интервью.
Анатолий ЛИСИЦЫН, депутат Государственной Думы Российской Федерации, губернатор Ярославской области в 1991 – 2007 годы:
– Думаю, не время сейчас оценивать правильность или ошибочность действий Егора Тимуровича Гайдара и его правительства образца 1992 года. Не хотел бы об этом говорить именно сейчас, после его ухода из жизни. Тем более что на эту тему написаны сотни и тысячи исследований и статей в России, Америке, Европе, странах СНГ. Суть этих оценок сводится к тому, что Гайдар якобы всё делал неправильно, можно было бы пойти другим, более логичным путём. Всем критикам и экспертам я бы предложил для начала представить себя на его месте, в пустых зданиях и кабинетах Правительства России в новогоднюю ночь 1992 года. Страна на пороге гражданской войны, и надо было что-то делать. Уверен, их взгляды сильно изменились бы. К чести Егора Тимуровича, он на многочисленные упрёки отвечал языком экономического анализа и статистики...
В начале 90-х мы вместе с Егором Тимуровичем написали обоснование необходимости разработки программы развития Ярославской области, раскрытия её мощного, в том числе интеллектуального потенциала на основе привлечения инвестиций. Опыт решения таких проблем был накоплен в его Институте переходного периода. Егор Тимурович стал тогда нашим экономическим консультантом. Об инвестиционной привлекательности области «Северный край» писал, и не раз. Могу сказать, что программа, разработанная нами полтора десятилетия назад, в основе своей действует и сегодня.
Алина ПЕТРОВА, студентка второго курса Ярославской сельхозакадемии:
– О молодых реформаторах начала 90-х годов слышала от своих домашних. Говорили они разное, иногда спорили. Верх брала в тех спорах та сторона, что доказывала: «Гайдар и его команда», дескать, делала всё слишком резко. Недаром народ так метко назвал их рыночные реформы – «шоковыми». Правда, мы, поколение нынешних 20-летних, уже и сами начинаем догадываться, что к чему, понимать, с чем тогда надо было как можно скорее расставаться. Глядя на нынешние витрины, нам трудно поверить, что на прилавках было в те годы, как говорят, хоть шаром покати. Сейчас всё есть, были бы деньги, а их в общем-то можно заработать. Так что человек, начавший рыночные реформы, по-моему, заслуживает уважения. Только вот хотелось бы побольше о нём знать, тем более нам, студентам, у кого главный профильный предмет – «финансы и кредит». В программах второго курса темы рыночных реформ нет, видимо, она появится на следующих курсах. Изучаем же мы сейчас правоведение и философию и вовсю готовимся к экзамену по этим предметам... А вот печальную новость о Егоре Гайдаре мы с моей подругой Аней узнали только что от вас. В общежитии живём без телевизора и без радио.
Борис КОЛОДИЖ, председатель регионального отделения движения «Выбор России», член общественной палаты Ярославской области, социолог:
– Убеждён, никто не проник так глубоко в тайны экономики ХХ столетия, как Егор Гайдар. За сухими цифрами он всегда видел живых людей, и можно себе представить, сколько душевных сил потребовал от него переход к заведомо непопулярным мерам «шоковой терапии». Но на войне как на войне, и другого выхода просто не было. «Мы – камикадзе», в шутку говорил он о себе и своих соратниках, имея в виду японских лётчиков-смертников. Вспомним: уже и «колбасные электрички» из Ярославля в Москву и обратно не ходили, потому что колбасы не было и в столичных магазинах. Нефть стоила, можно сказать, копейки, всего 8 долларов за баррель. Спичек было не купить. Ярослав­ский институт НИИМСК в цехе синтетического каучука перешёл тогда к варке мыла. Россию надо было спасать от голода и от гражданской войны. И это в стране, как писала пресса, «напичканной атомным оружием». Всего полгода Егор Гайдар был заместителем председателя кабинета министров. Медлить было нельзя: казна опустела, и он освободил цены, отменил монополию на внешнюю торговлю. Поставил на карту своё доброе имя ради будущего тех, кто сегодня молодыми реформаторами 90-х годов, мягко говоря, так недоволен. Воздей­ствие его личности и книг на российское общество не прерывалось и после того, как Егор Тимурович ушёл из политики. Убеждён: не прервётся оно и впредь. Потому что этот человек из тех, кто не присут­ствует в истории, а её делает.
Библиотекарь с 35-летним стажем (пожелавшая остаться неизвестной):
– Представьте себе: встаёшь утром и не знаешь, получишь ли зарплату, оставят ли тебя на работе или ты попадёшь под очередное сокращение; а твои дети студенче­ского возраста не останутся за стенами вуза, потому что родителям платить за учёбу нечем. И не знаешь, не закроют ли вашу библиотеку пожарные, потому что электрики тяп-ляп сделали проводку. Но недаром же есть старая мудрость: об ушедших из жизни говорят или хорошо, или никак. Будем её придерживаться. Тем более, демократические реформы начала 90-х дают каждому импульс: встать с дивана и доказать, что ты чего-то в этой жизни стоишь.
Александр ПРОХОРОВ, доцент Ярославского университета имени П. Г. Демидова, экономист, политолог, публицист:
– Был знаком с Егором Тимуровичем не близко – что называется, шапочно. Но на всех людей, кто знал этого человека лично, производил он впечатление гораздо большее, чем на тех, кто только видел его по телевизору. От его личности исходила аура порядочности и сильнейшего интеллекта, а также, добавлю по соб­ственным впечатлениям, какой-то житейской неустроенности. В русской истории он сыграл роль, похожую на ту, что столетие назад принадлежала инициатору знаменитых аграрных реформ Петру Столыпину. Как и он, Егор Гайдар делал то, что было нужно стране, как и Столыпин, он делал это наперекор общественному мнению. Пётр Столыпин на пьедестал общественного почёта был вознесён много лет спустя после жизни. Подобная судьба, предполагаю, ждёт и Гайдара. Были у него и ошибки, в рост его личности, под стать его делам. Они тоже были немаленькие. Но все мы сейчас живём в той стране, на облик которой этот человек повлиял самым серьёзным образом. Как именно, понять это полностью ещё предстоит.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе