Достоевщина для Сандры

Органы соцзащиты Ярославской области заявили, что возьмут под контроль россиянку, отсудившую дочь у приемных родителей в Португалии. Сюжет телеканала НТВ, в котором биологическая мать бьет Сандру Зарубину, возмутил российскую и зарубежную общественность. Наталья Зарубина в эфире Радио Свобода заявила, что девочка уже привыкла к борщу и русской печке и выучила несколько русских слов.

"Мама Саши Зарубиной будет у нас на контроле - это однозначно, потому что мы не знаем ее и видим в первый раз. Если у нее будет все благополучно, и она устроится на работу, к ней не будет никаких претензий", - сообщила представитель администрации Первомайского района Ярославской области Татьяна Денисова. В Первомайском районе находится село Пречистое, куда Наталья Зарубина вернулась вместе с дочерью.

Сообщения о том, что россиянка отстояла в португальском суде права на свою дочь, появились в новостных лентах давно, однако на фоне историй Ирины Беленькой и Риммы Салонен на них мало кто обратил внимание. Не вызвал особого внимания и посвященный этой теме пост юзера 1shostak, появившийся в сети 21 мая. Этот пользователь живет в Лиссабоне, и его интерес к проблеме объясняется тем, что вердикт суда был воспринят в Португалии как шок.

Российские блогеры заинтересовались судьбой Сандры лишь после выхода сюжета о девочке в программе "Главный герой" на канале НТВ, в котором зрители увидели новую семью Сандры и условия, в которых она будет жить. Реакция последовала такая: "Ради дешевых понтов, - вот, мол, забрали у буржуев хоть одну русскую девочку! - отняли у приличной португальской семьи ребенка и отдали явной алкологичке с солидным стажем. Биологическая мать, судя по синхронам, пьет лет десять, не меньше, и при камерах НТВ лупит отсуженное работниками посольства дите со словами: "Вот ведь воспитание, все ей позволяли, что хотела, то и делала". Ребенка отвезли в Ярославскую область в какой-то жуткий хлев. Где, велика вероятность, ей теперь и предстоит расти. В статьях, посвященных чудесному избавлению девочки от нормальной жизни все блеют: "Счастливый конец... счастливый конец". Похожие реакции появились и в нескольких других блогах: Radulova, Krasovkin, Sumlenny, Yarportal.

Телесюжет больше всего поразил блогеров тем, что девочка Сандра не говорит ни слова по-русски, а ее мать плохо понимает португальский. В обсуждении поднимается резонный вопрос: а общались ли они до сего дня вообще? В ЖЖ быстро обнаружился односельчанин новой семьи Сандры, подтвердивший, что новая семья девочки за исключением бабушки полностью состоит из алкоголиков. Нашлась близкая подруга журналистки, снимавшей этот сюжет - та, по словам подруги, вернулась из командировки в шоке: "Рассказывала, что еще в аэропорту мамаша первым делом потребовала пива. Девочка, устав и проголодавшись, начала хныкать, за что немедленно получила от мамаши по лицу. В общем, мрак и темная достоевщина".

Выяснилось, что сразу несколько блогеров обратились к российскому послу в Португалии, желая узнать детали победоносной истории, однако оных не получили - консульство в ответ на конкретные вопросы (почему мать оставила девочку, кем работала мать, и по каким причинам ее собрались депортировать из Португалии) прислало пользователю 1shostak подготовленные для газет пресс-релизы крайне оптимистического содержания. В сети также нашлась петиция португальского движения в защиту Сандры на английском и португальском языках, которую можно подписывать всем, кто озабочен судьбой девочки. Блогеры также задавались вопросом, как девочка получила российское гражданство в короткий срок.

Несколько желавших оспорить общее возмущение юзеров моментально квалифицировались другими участниками как флудеры (т.е. люди, бросающие безответственные реплики исключительно ради скандала и увеличения количества комментариев). Итог дискуссии подвел Михаил Вербицкий - самый непримиримый в сети критик путинской России и разоблачитель благоглупостей ее населения: "Отечественная пропаганда поимела фиаско совершенно феноменальных пропорций, потому что обыватели комментируют историю исключительно в духе: "Просто стыдно становится за то, что я русская". Раньше я стал бы возмущаться насчет стихийной народной русофобии. Я бы сказал, что в Португалии живут дебилы, тупые потреблянты. <...> Сейчас ясно, что в России окончательно победило то же невежество, что и во всем мире. Помножить на чудовищное и небывалое социальное неравенство, путинскую вертикаль и отсутствие социальных лифтов, получается натуральный Мордор, империя зла, страна, у которой нет будущего, кроме невежества и идиотизма. Что занятно, 99% населения РФ прекрасно это понимают, даже несмотря на отупляющее влияние дебилизатора... "

Последней каплей, окончательно определившей отношение блогеров к проблеме, стало известие о том, что приемным родителям Сандры отказали в российской визе.

***

За комментариями по поводу сюжета на НТВ корреспондент Радио Свобода обратился к шеф-редактору программы "Главный герой" Михаилу Сольеву.

- Что осталось за кадром? В блогах обсуждается, что мать била Сашу Зарубину, что она требовала пива в аэропорту. Были ли такие факты?

- Сцена, где мама шлепает девочку, была нами показана достаточно полно, от начала до конца и фактически ничего не осталось за кадром. Насчет пива - наша камера, которая работала в аэропорту (а эта сцена происходила в аэропорту сразу по прибытии их из Португалии) не зафиксировала такого факта, во всяком случае, на столе пива не было. Но не снимали каждую секунду.

- За время съемок какое у вас сложилось впечатление - действительно ли мать девочки злоупотребляет спиртным?

- В кадрах, которые мы снимали и в аэропорту, и дома, каких-либо спиртных напитков нет. Хотя, скорее всего, как и все русские люди, возвращение семьи они отмечали соответствующим образом, застолье было, но при этом я внимательно отсматривал пленку, которую наша съемочная группа оттуда привезла, там спиртных напитков на столе не видно. То есть сказать, что они злоупотребляют спиртным, исходя из того, что наша съемочная группа общалась с семьей на протяжении трех дней, было бы смело с нашей стороны.

- В сюжете видно, что девочка не говорит по-русски. Как с ней общались? Кто-то переводил то, что она говорила? 

- С матерью она находила общий язык. Понятно, что она просит что-то конкретное - или мороженое, или ботинки. Потому что мама-то все-таки немало прожила в Португалии. Сложнее всего у них был контакт с сестрой, потому что одна с ней говорит по-португальски, а вторая отвечает по-русски. Для девочки это, наверное, самый непростой момент - это языковой барьер.

- Какое настроение было у Саши, просилась ли она обратно? 

- Это в любом случае для ребенка шок. Представляете, сколько ей пришлось пережить за полтора дня? Расставание с людьми, которые, насколько я понимаю, были ей не чужими, я имею в виду португальских опекунов. Во-вторых, порядка 15 часов они только добирались до Москвы, а дальше еще у них была дорога. Эта реальность была для нее совершенно незнакома, особенно в Ярославской области - там небольшой поселок, и условия там, конечно, поразительно отличаются от тех, к которым она привыкла в Португалии. Там нет того евроремонта, того стандарта жизни, который мы видели в Португалии в квартире, где она жила у опекунов. Там есть давно не ремонтировавшийся дом, довольно старый. Печка русская. Вот туалет на улице - не могу точно это сказать. Но вполне возможно, что и на улице. Что называется, удобств - не пятизвездочный отель.

- После выхода вашей программы какие были ли отклики от зрителей?

- Да, к нам пришло несколько десятков электронных писем, очень эмоционально насыщенных, с просьбами, мягко говорю, рассмотреть также требования опекунов. Люди в самых разных тонах требовали вернуть девочку срочно назад, в Португалию, другие говорили, что нужно, чтобы португальские опекуны тоже с ней не теряли контакт. Преобладают, конечно, эмоции. Люди возмущены поведением ее родной матери.

- Чем именно? Тем, что она била девочку? 

- Вот эта сцена, пожалуй, вызвала наибольшие эмоции. Как правило, ее и обсуждают наши зрители и в письмах пишут о том - ну, как можно, если женщина бьет ребенка, отдавать ей девочку на воспитание? В России, к сожалению, такая история не редкость.

***

Между тем ситуация вызвала резонанс и в самой Португалии. Как пишет португальская газета Diario de Noticias, после решения о передаче Сандры матери, малышка плакала целыми днями. Португальцы живо отреагировали на эту драматическую историю на сайте этой газеты, обвинив португальское правосудие: "Сеньор судья, вы заставили ребенка страдать! Надеюсь, вам не будет покоя", "Отдать ребенка такой матери... Какой позор!"

Португальский журналист, аккредитованный в Москве Жозе Мельязеш сообщил корреспонденту Радио Свобода, что приемные родители Сандры - супруги Жуао Пинейру и Флоринда Виейра очень расстроены отказом в российской визе.

"Их пригласили на программу Первого канала "Пусть говорят". В российском консульстве отказали в визах под предлогом того, что Первый канал во время не прислал приглашения. Безусловно, этот повод смехотворный, Жуао и Флоринда считают, что здесь причина больше политическая. Однако они намерены все равно приехать в Россию и обязательно встретиться с Сандрой, проверить, в каких условиях она живет", - сказал Жозе Мельязеш.

***

Наталья Зарубина заявила в интервью корреспонденту Радио Свобода, что не будет препятствовать встрече Саши/Сандры с приемными родителями.

- Португальские родители интересуются, позволите ли вы им видеться с Сашей. 

- Мои и отец, и мама, и брат - все против. Мама сказала: хочешь - на нейтральной территории с ними встречайся.

- Но вы "за"?

- Я не то, что "за", но препятствовать не буду.

- Это где - на нейтральной территории? 

- Ну, например, где-нибудь в Ярославле, пусть снимают себе гостиницу, потому что мои родители категорически против того, чтобы их видеть. Они вообще их не хотят видеть. Мама сказала, что они много нам сделали плохого, пытались отнять ребенка.

- Как сейчас Саша себя чувствует? 

- Нормально - играет, цветочки собирает, венки со старшей сестрой плетут, в пруд выкидывают.

- Другие дети ее не обижают? 

- Да я что-то не заметила тут детей особо. Все взрослые да старики.

- Она по-русски не говорит? 

- Нет, но кое-что уже понимать начала, так, пару слов выучила уже новых: "пошли", "утро", "иди сюда" знает, "кошка", "собака".

- Она, наверное, в Португалии в комфорте жила, каково ей сейчас? 

- Я не заметила, что она от этого страдает. Правда, когда мы ее повели в русскую баню, она начала бегать по ней, кричит: "Мы тут все сгорим!" - там же жарко. А вот печка русская ей очень понравилась. Мы ее первые три дня вообще оттуда выселить не могли.

- В репортаже НТВ в аэропорту показали сцену, где вы ее шлепали.

- Да, НТВ, конечно, подловато сделали. Они сняли все, как она кричала, как она в лицо мне плевала, как она кости на пол бросала, такое творила, кричала одно и то же слово "хочу к Валерии" (старшая дочь Натальи Зарубиной - РС). Причем она не давала вообще никому ничего сказать. И потом я говорю: вот оно, португальское воспитание - ребенок не умеет вести себя в общественных местах. Говорит со всеми, как ей хочется. Может сказать: "вы плохие" или "вы глупые".

- И за это вы ее шлепали?

- Так она начала потом уже в лицо мне плевать, это уже всякие рамки переходит. А они уже там развезли, преподнесли. Они же приперлись вместе с нами сюда, к нам домой, ни поспать толком не дали, ничего.

- Вы имеете в виду - корреспонденты? 

- Вот эти с НТВ. Я им говорю: так давайте вы, может, и жить уже у нас останетесь. Говорят: да, извините, мы поняли. А то, что они наговорили... Вот где борщ она не хотела сначала кушать, а потом попробовала и сама взяла ложку, сама стала кушать, - они почему-то этого не показали, они показали только то, что она отказывается.

- Как так получилось, что она по-русски не разговаривает? Вы с ней не общались по-русски раньше? 

- Почему? Я общалась первое время, а потом она стала по-португальски говорить, потому что она как раз в таком возрасте была, когда училась говорить, ей просто было легче так общаться, и она привыкла. Даже то, что я ей говорила, она все равно толком ничего не запоминала.

- Сейчас в Интернете некоторые граждане требуют, чтобы Сандру вернули в Португалию. Вы как к этому относитесь? 

- Пусть требуют. Я им своего ребенка отдавать не собираюсь. Я ее не для того рожала и вообще я детей рожаю не для того, чтобы ходить и раздавать.

- Приемные родители на суде обвиняли вас в том, что вы алкоголем злоупотребляете. 

- Ну да, но я же сдавала анализы, у меня же не подтвердился тест на алкоголь. Что, я тут с утра до вечера пью, можно подумать? Пусть на себя посмотрят, они хлещут с утра до вечера свое вино, они что, не алкоголики? Они сами стакан за стаканом пьют. У них обед и ужин - все только с вином. А у нас если один раз в месяц человек напился, значит, алкоголик.

- Они еще говорили об аморальном образе жизни. 

- Ну какой аморальный образ жизни? Что они подразумевают под этим? Я знаю, что они меня в занятии проституцией обвиняли. А сами живут в доме, где раньше был публичный дом, где работали проститутки. Вот как их понимать? Они свои грехи, получается, приписали мне? Сами живут, извиняюсь за выражение, в доме, где проститутки... и кровати даже не удосужились сменить. Где эти проститутки клиентов принимали, вот там они сейчас спят, и ребенка моего туда положили спать, а я проститутка.

***

Между тем МИД России попросил российские СМИ на время остановить в покое семью Натальи Зарубиной, сумевшей добиться от португальских властей возвращения в Россию своей дочери. "Хотел бы обратиться к российским журналистам и СМИ с просьбой дать возможность маленькой россиянке, долгое время в силу обстоятельств лишенной общения с матерью и другими родственниками, спокойно привыкнуть к новой среде обитания и вновь обретенным родным. Речь идет о судьбе конкретного ребенка, которую не стоит превращать в очередное реалити-шоу", - сказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко на брифинге в Москве.

По сообщениям СМИ, россиянка Наталья Зарубина несколько лет находилась в Португалии на заработках. Сашу она родила в 2003 году от гражданского мужа-украинца. Когда родители разошлись, опеку над ребенком взяла супружеская пара из Португалии. Когда Зарубину попытались депортировать, приемная семья отказалась вернуть девочку. Судебная тяжба длилась два года, после чего португальский суд после нескольких кассаций принял окончательное решение в пользу россиянки, и мать и дочь уехали в Россию.

 ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе