Жертвоприношение: у детей вырывали сердца

В Перу найдено крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей.
Крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей нашли археологи в Перу. Останки 140 детей и 200 лам были найдены на утесе на северном побережье.
nationalgeographic.com

Дети принадлежали к культуре чиму, господствовавшей на побережье более 500 лет назад. По мнению археологов, на этой территории может находиться еще много таких захоронений.

В Перу археологи нашли огромное захоронение принесенных в жертву детей — около 140 скелетов. Исследователи отмечают, что это самое крупное захоронение детей, известное в настоящее время. Раскопки были поддержаны Национальным географическим сообществом США, о находке сообщается на портале National Geographic.

Исследователи обнаружили захоронение на утесе неподалеку от прибрежного поселения Уанчакито, на севере Перу. Дети в возрасте от 5 до 14 лет и 200 полуторагодовалых лам были убиты около 550 лет назад. Дети, по всей видимости, были представителями высокоразвитой доколумбовой культуре чиму. О человеческих жертвоприношениях у майя, ацтеков и инков было известно довольно много, однако в отношении чиму таких данных не было.

«Я такого не ожидал. И не думаю, что кто-то еще мог ожидать», — делится антрополог Джон Верано.

У детей и животных смещены ребра, на костях видны следы порезов. Исследователи предполагают, что у них вырезали сердца.

Вместе с детьми погребены трое взрослых, в том числе — две женщины с тяжелыми травмами головы. По мнению ученых, взрослые могли играть определенную роль в жертвоприношении и были захоронены уже после него.

Следов, которые могли бы остаться от неуверенных, случайных движений, нет — грудные клетки детям вскрывал кто-то опытный и хорошо обученный.

nationalgeographic.com

Лица всех детей были обращены к западу, к морю. Головы лам же, наоборот, были повернуты на восток — к Андам.

«Когда люди слышат о том, что произошло, и о масштабах, первое, о чем они всегда спрашивают — почему?», — делится археолог Габриэль Прието.

Могилы покрывает слой высохшей грязи, который мог образоваться из-за наводнений, вызванных сильными дождями. Вероятно, аграрный кризис, к которому привели наводнения, сподвиг местных жителей принести жертву своим богам, считают исследователи.

Культра чиму существовала примерно с 1250 по 1470 год. Ее представители эксплуатировали обширные рудные месторождения в пределах своих владений, а также добывали золото в реках. Кроме того, чиму преуспели в изготовлении керамики, ювелирном деле, производстве тканей. На пике своего развития чиму занимали территории, простиравшиеся вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров. Однако стихийные бедствия привели к голоду и анархии, а в 1470 году чиму захватили инки. Чимор, государство чиму, оказалось в подчинении у инков, а в начале XVI века его окончательно уничтожили испанские конкистадоры.

Человеческие жертвоприношения в разное время практиковались в большинстве культур. Ритуал чиму, возможно, сыграл важную роль в развитии их общества, предполагают исследователи. Однако в большинстве известных случаев в жертву приносились взрослые люди.

nationalgeographic.com

«Принесенных в жертву детей объяснить определенно сложнее», — отмечает исследователь Джозеф Уотсс из Оксфордского университета.

«Люди жертвуют тем, что имеет для них наибольшую ценность, — поясняет профессор антропологии Хааген Клаус.

— Возможно, принесение в жертву взрослых оказалось неэффективным, дожди продолжались. Возможно, возникла необходимость в новом виде жертвы. Без машины времени это узнать не возможно. Считается, что жертвоприношение — это способ получить что-то от божеств. Но на самом деле это гораздо более сложная система переговоров с высшими силами».

Изучив территорию поблизости захоронения, исследователи обнаружили следы собак, обутых в сандалии взрослых, босых детей и лам. Судя по глубоким отпечаткам копыт, животные активно сопротивлялись, когда их вели к месту жертвоприношения.

Анализ следов позволил археологам сделать предположения насчет того, как двигалась ритуальная процессия. Очевидно, люди и животные шли с северной и южной части утеса, встречаясь в центре, где чиму и совершили жертвоприношение, а затем захоронили тела. Останки нескольких детей и животных так и остались просто лежать в грязи.

nationalgeographic.com

Теперь исследователи планируют узнать больше о самих жертвах. Хотя в таком юном возрасте определить пол по строению скелета сложно, анализ ДНК показывает, что жертвами были и девочки, и мальчики. Благодаря изотопному анализу удалось установить, что не все дети были из местного населения — очевидно, они были родом из разных регионов государства Чимор.

Эту версию подтверждают и деформированные черепа некоторых детей — такая традиция существовала в более отдаленных частях империи.

Верано подчеркивает, что такие неоспоримые свидетельства массовых жертвоприношений попадаются археологам крайне редко. «Находка заставляет задуматься — сколько же еще таких захоронений может быть в этом районе, — говорит Прието. — Возможно, это только верхушка айсберга».

Алла Салькова