НОВАЯ ЗОНА РАЗЛОМА: Атлантический океан исчезает

Лучшие времена для Атлантического океана походят к концу, он начинает стареть

Похоже, судьба Атлантического океана предрешена. К юго-западу от Португалии ученые обнаружили большую зону разлома, где наблюдается погружение одних блоков земной коры под другие. В отдаленном будущем океан может исчезнуть, и Америка „воссоединится“ с Европой.

На юге Испании и Португалии постоянно случаются землетрясения. Побережье содрогается из-за трещин, образующихся в морском дне. Согласно данным последнего исследования, это свидетельствует об историческом повороте в геологии: в Атлантическом океане образуется гигантская зона разлома. В течение миллиона лет земная кора в этой области «провалится», Атлантический океан исчезает, Америка и Европа со временем воссоединятся, полагают ученые.

shutterstock

Вероятно, Атлантический океан страдает в геологическом плане „по вине“ Средиземного моря, откуда зона разлома простирается вплоть до Атлантики. Дно Средиземного моря рассечено глубокой трещиной. Африка продвигается к северу, сдвигая океаническое дно. Перед Южной Европой под влиянием отчасти сильных толчков дно проседает, твердая порода тает. Магма закипает и «подпитывает» вулканы, такие как Этна или Везувий.

Пока что Атлантический океан продолжает увеличиваться. На полпути от Америки на Западе к Африке и Европе на Востоке извивается мощная подводная горная цепь: Срединно-Атлантический хребет. Через его расщелины постоянно течет лава, которая затвердевает и с треском раздвигает морское дно по обе стороны хребта. Таким образом, Америка и Европа в год отодвигаются друг от друга на толщину пальца. Если бы Колумб задумал сейчас снова пересечь океан, ему бы пришлось проплыть на 12 метров больше, чем 500 лет назад.

Зоны деформации

Однако лучшие времена для Атлантического океана походят к концу, он начинает стареть, - так пишет группа исследователей во главе с Хоао Дуарте из австралийского Университета Монаша (Мельбурн) в научном журнале Geology. Геологи проанализировали карты океанического дна к юго-западу от Испании и с кораблей при помощи ультразвукового оборудования изучили район размером в пол-Германии.

Специалисты и раньше предполагали, что там может появиться разлом, поскольку в регионе случались сильные землетрясения. В 1755 году мощный толчок у юга-запада от Португалии вызвал цунами, которое в Лиссабоне привело к стихийному бедствию - одному из тяжелейших в Европе. Дуарте с коллегами обнаружили области возможного зарождения землетрясений: это обширное наслоение пластов земной коры, образовавшееся в результате сильного толчка.

Но в дополнение ученые обнаружили, что эти геологические области деформации связаны между собой разломами в земной коре на большом расстоянии - и пришли к выводу, что здесь образуется новая тысячекилометровая зона субдукции, вдоль которой океаническое дно погружается в глубокие слои земли.

Вулканы и Испания

Атлантический океан до сих пор бы постоянно так и расширялся, ведь был окружен малыми зонами субдукции. В одном только районе Вест-Индии и к югу от Южной Америки маленькие части атлантического дна погружаются в глубокие слои Земли. Тихий океан, напротив, «подплывает» под прилегающие континенты. Как следствие - дрожащие тихоокеанское огненное кольцо с сотнями вулканов - от Анд до Аляски, от Японии до морей южного полушария. Тихий океан - стареющий океан; он становится меньше.

Обнаруженная зона субдукции приблизительно в 400 км юго-восточнее от Гибралтара свидетельствует о начале «сжатия» Атлантического океана, пишут в статье Дуарте и его коллеги. В далеком будущем там, скорее всего, образуются вулканы. А если поглощенный грунт достаточно глубоко проникнет в земную кору, то образуется магма.

Получается, что от Южного побережья Европы начинается исчезновение Атлантического океана. Кроме того, зона субдукции продолжит расширятся, полагают ученые. Когда-нибудь атлантическое дно, возможно, и вовсе будет „поглощено“. Где-нибудь в другому месте появятся новые океаны. Например, в Африке сейчас наблюдается формирование океанического дна посередине пустыни.

Аксель Бояновски