Индекс Белкина

Между мировыми финансовыми кризисами и количеством пятен на Солнце есть прямая связь


Мощный финансовый кризис, разразившийся в 2008 году и постепенно распространившийся по всему миру, был не первым в истории экономики и явно не последним — не прошло и трех лет, как на пороге новый... И мир опять к нему не готов. Ученые все еще не научились более или менее точно прогнозировать глобальные финансовые катастрофы, хотя версий всегда выдвигают уйму. Свою попытку отыскать закономерность, связанную с финансовыми потрясениями в мировой экономике, предпринял и ведущий научный сотрудник Челябинского филиала Института экономики УрО РАН доктор экономических наук Владимир Белкин. И нашел виновника экономических бед — им оказалось... Солнце.


Крайние значения


Ученый составил хронологию всех предыдущих кризисов: разного рода сбои в глобальной экономике происходят в среднем один раз в 8—11 лет. Объяснения этому факту в существующих традиционных теориях Белкин не нашел. Зато обнаружил одну очень любопытную вещь: оказалось, что наступление экономических кризисов тесно связано с солнечной активностью — увеличением или уменьшением количества пятен на Солнце, которые принято считать в числах Вольфа. Как выяснил Владимир Белкин, с 1928 года по настоящее время в год максимума солнечной активности или в год, следовавший за ним, начиналось ухудшение экономической динамики. Прослеживалась и другая связь: примерно за год до очередного минимума солнечной активности или непосредственно в год данного минимума начиналось снижение темпов роста реального валового внутреннего продукта (ВВП) США.


Белкин не случайно в качестве ориентира в своей работе использовал именно ВВП США. Во-первых, не секрет, что экономика Америки оказывает преобладающее влияние на мировой совокупный спрос. Во-вторых, международные исследования показали, что по крайней мере в период с 1964 по 2011 год динамика реального ВВП США и мировой валовой продукт были синхронизированы. А далее, чтобы доказать свою теорию, экономист составил простой график, на который нанес кривую изменения солнечной активности (для этого были использованы данные астрономических наблюдений) и кривую динамики американской деловой активности. Оказалось, что достижение Солнцем своего максимума в очередном цикле фактически совпадало с началом снижения деловой активности. А за год до предполагаемого минимума в очередном цикле солнечной активности наступал критический момент, за которым следовало или снижение темпов роста ВВП, или экономический кризис той или иной глубины.


Вот всего лишь несколько примеров взаимосвязи последних кризисов с солнечной активностью. Так, в 1995 году, то есть за год до минимума солнечной активности, происходило снижение темпов роста реального ВВП США с 4,1 до 2,5 процента. А в 2001 году, после следующего максимума солнечной активности 2000 года, шло значительное снижение темпов роста реального ВВП США с 4,1 до 1,1 процента. «Причем в первом и третьем кварталах 2001 года отмечались отрицательные темпы роста реального ВВП, то есть экономический кризис имел место быть», — отмечает ученый. Наконец, последний финансовый кризис практически совпал с затянувшимся минимумом солнечной активности в 2008 и 2009 годах. Совпадение произошло практически месяц в месяц — минимум 2008 года отмечался в августе. В первых двух кварталах 2009 года наблюдались отрицательные темпы развития экономики, и только с третьего квартала возобновился ее рост, который продолжился в 2010 году.


Из всего периода наблюдений с 1928 года ученый исключил влияние неэкономических факторов, а именно военные действия и последующее восстановление народного хозяйства в 1939—1946 годах. В итоге он насчитал за почти 80-летний период истории 13 кризисов или значительных снижений годового индекса реального ВВП США. Из них 11 кризисов произошли в точках перегиба функции солнечной активности.


Солнечный психоз


Продолжив исследования, экономист убедился в существовании прямой связи между солнечной активностью и такими важными экономическими показателями, как инфляция, безработица и размер банковской процентной ставки. Но если теория в случае с ВВП верна на 88 процентов, то, например, банковская процентная ставка — на 79 процентов. Однако если статистика, приведенная в исследованиях, верна, то как объяснить зависимость глобальной экономики от количества пятен на Солнце? Не слишком ли притянута за уши такая связь?


Владимир Белкин склонен доверять мнению одного из основателей космического естествознания, отечественного ученого Александра Чижевского. Тот в своей работе «Земное эхо солнечных бурь» в числе явлений, находящихся в связи с периодической деятельностью Солнца, называл психопатические эпидемии, настроения паники, неуверенности, массовые истерии, галлюцинации, а также модификацию нервной возбудимости нервно-психического тонуса. В результате этих явлений, как считает экономист, происходит следующее: «При крайних отклонениях солнечной активности от нормальной участники рынка и регулирующие его органы начинают завышать оценки рисков, предпринимать неадекватные и ошибочные действия, а затем и уходить с падающего фондового и прочих рынков в более надежные активы, например золото, или более устойчивую и ликвидную валюту, цена которых соответственно растет». Ученый усматривает четкую связь: при отклонении вверх от среднего значения индекса солнечной активности инфляция и процентные ставки по кредитам также растут, что после максимума солнечной активности ведет к финансовому, а затем и экономическому кризису с падением производства и ростом безработицы.


Может ли это исследование принести какую-либо практическую пользу? Владимир Белкин в этом не сомневается. Он считает, что найденная им взаимосвязь будет так же четко работать и далее. С учетом того, что очередной максимум солнечной активности ожидается в 2013 году, ученый делает свой прогноз экономической нестабильности: «С высокой степенью вероятности следующее падение совокупного спроса и экономический кризис в США, а следовательно, еще больший по степени кризис в России произойдут в 2013—2014 годах». Далее на основе астрономических данных о предполагаемом минимуме солнечной активности ученый утверждает, что в 2018 году произойдет очередной рост ставок банковского процента, а в 2019 и 2020 годах последует замедление темпов роста реального ВВП США или новый экономический кризис.


Но, как известно, нет худа без добра. На основании своей теории Белкин прогнозирует, что 2012, 2016 и 2017 годы будут годами экономического роста, поскольку солнечная активность в это время окажется на среднем уровне. Если экономист прав, то доказательств его теории ждать недолго.

 

Владимир Крючков


Мнения


Юрий Зайцев, действительный советник Академии инженерных наук:


— В разразившемся в 2008 году мировом кризисе и в рецессии ряда ведущих экономик действительно могла сыграть какую-то роль минимальная за последние 100 лет солнечная активность. Многие крупномасштабные события в истории человеческой цивилизации, такие как войны, революции, духовные, научные, технологические прорывы, внезапный рост числа самоубийств, катастрофы, в первую очередь техногенные, неким образом связаны с циклически меняющимся уровнем солнечной активности. Сегодня насущная задача науки как раз в том и состоит, чтобы понять природу этих взаимодействий, одновременно научившись правильно прогнозировать уровни активности Солнца.


Марина Кратова, кандидат исторических наук:


— Не только экономические, но и экстремальные исторические события странным образом совпадают с максимумами или минимумами солнечной активности, то есть имеют свою цикличность. Например, Великая французская революция 1789 года пришлась на максимум 9-го цикла. Русско-японская война 1904—1905 годов и Кровавое воскресенье 9 (22) января 1905 года — это максимум 20-го цикла. С активностью Солнца, вероятно, связаны начало Первой и Второй мировых войн, Гражданской войны в России, массовой коллективизации в СССР, а также Карибский кризис, ввод советских войск в Афганистан, августовский путч 1991 года, теракт 11 сентября 2001 года в США. Частота многих значимых исторических и политических событий также имеет свою 8—11-летнюю периодичность, определяемую соответствующими циклами солнечной активности.


Максим Никитин, профессор Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики:


— Все это несерьезно. Экономической науке известны причины всех финансовых кризисов, которые были как после, так и до 1928 года, и все они намного более приближены к Земле. С солнечной активностью по крайней мере они не имеют ничего общего.


"Итоги"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе