Что ждет российскую науку в ближайшее время

Борьба за форму определит и содержание

Состоялось первое заседание президиума Российской академии наук после летнего перерыва. Повестка дня – совершенно спокойная: программа научной сессии Общего собрания РАН в декабре (тема «Год российской истории»); присвоение звания «Почетный профессор РАН» президенту Израиля Шимону Пересу…

Между тем именно перспективы академической науки уже традиционно становятся одним из главных индикаторов интереса государства к науке в целом. В нынешней ситуации эта констатация имеет особую окраску. В мае 2013 года на Общем собрании РАН пройдут выборы президиума и президента академии.

Вряд ли на высший пост в академии будет баллотироваться нынешний президент РАН Юрий Осипов – уже 22 года бессменно возглавляющий эту крупнейшую научную организацию мира. (Рекорд для всего советского и постсоветского периода истории РАН.) Дело не только в возрасте – на май 2013-го ему будет полных 76 лет. Тут даже Владимир Путин, с его законопроектом, позволяющим оставаться высшим госчиновникам на посту до 70 лет, не помощник Осипову.

Судя по всему, в нынешних высших эшелонах государственной власти у Осипова, и в его лице у всей Академии наук, вообще мало помощников. Активно лоббируется, например, предложение о слиянии двух крупнейших научных фондов – РФФИ и РГНФ. Как стало известно «НГ», рабочая группа Совета по науке при президенте РФ, которую возглавляет академик Александр Дынкин, подготовила резко отрицательное заключение на это предложение. Чем закончится противостояние лоббистских групп – скоро увидим.

Вспомним и недавнее заявление заместителя главы Минэкономики Андрея Клепача: «Та бюджетная конструкция, которая сейчас у нас выстраивается, не позволяет, по крайней мере в среднесрочной перспективе, решать задачи развития, реформирования и преобразования таких ведущих секторов, как наука, образование и здравоохранение». Здесь действительно все взаимосвязано.

В опубликованном на днях рейтинге ведущих университетов мира – в первой сотне нет ни одного российского. Лучший из них, МГУ им. М.В.Ломоносова, – на 116-м месте. Вы скажете – и Российский союз ректоров уже выступил со специальным заявлением, – что это очень субъективный рейтинг, не отражающий национальной специфики и проч., и проч. Что на это можно ответить? Ну, хотя бы то, что в том же МГУ вся пресс-служба – это одна милая, очень ответственная и работоспособная девушка, для которой, кстати, вся эта «пресс-служба» – только дополнительная обязанность.

Очень осведомленные источники «НГ» подтверждают, что в окружении премьер-министра РФ Дмитрия Медведева уже проговаривалась в самых общих чертах – «по бреду», что называется, – идея сделать некоторые государственные академии – сельскохозяйственную, медицинских наук, образования – научным департаментом соответствующих министерств. А президентов академий утвердить в ранге заместителей министров…

Вот в таком контексте сейчас как раз и решается подспудно – кто будет следующим президентом РАН. Напомним, согласно новому уставу РАН, «избранный Общим собранием президент РАН вступает в должность после его утверждения Президентом РФ».

Сейчас еще невозможно говорить о каких-то конкретных персоналиях. Но две стратегические линии уже понятны: либо президента РАН приведут со стороны (то есть это будет академик, не работающий собственно в системе РАН; таковых на сегодняшний день из 526 – более 70), либо это будет креатура президиума академии. Очень осторожно в этой связи возникает фигура нынешнего вице-президента РАН, математика Валерия Козлова.

В любом случае понятно, что структурные и функциональные изменения в Академии наук и во всей российской науке предстоят капитальные. Это будет уже другая РАН и другая наука.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе