Астрономы приходят к Богу

Древняя наука переживает революцию, которая может изменить фундаментальные законы природы
"Бог", "творец", "план", "дизайн", "фундаментальные законы" - эти слова превращаются в синонимы, когда астрономы и астрофизики начинают обсуждать вопрос возникновения Вселенной. Новые экспериментальные данные переворачивают многие предыдущие представления.

"Наступил конец второй революции в астрономии, и открывать больше нечего", - заявил знаменитый космолог Иосиф Шкловский еще 40 лет назад. По Шкловскому, первую революцию совершил Коперник, а вторая связана с открытием в 70-е годы новых объектов во Вселенной - рентгеновских источников, квазаров и так далее. После этого астрономы успокоились. "Но сейчас мы снова подошли к самому началу, поскольку, оказалось, что не знаем о веществе, составляющем Вселенную, практически ничего", - утверждает академик Анатолий Черепащук, директор Государственного астрономического института имени Штернберга.

В новом пространстве и новом времени

С ним солидарны практически все ведущие астрономы, которые приняли участие в юбилейной, посвященной 175-летию института, конференции "Революция в астрономии, биологии и физике". Там они, пожалуй впервые, попытались обобщить огромный массив данных, полученных за последние 10-15 лет земными и космическими телескопами. Этот массив не просто велик, но и полностью меняет наше представление об устройстве Вселенной. Новые открытия влияют на многие области науки. Астрономы боятся, что под их напором не устоят даже основные, известные по школьным учебникам физические законы.

"Открытие темной материи и темной энергии, из которых на 95% состоит Вселенная, ведет к изменению фундаментальных физических законов. Должна существовать какая-то новая физика, которая не укладывается в стандартные модели физики элементарных частиц. Это новые объекты, новые взаимодействия, нарушающие установленные правила, новые принципы, новые поля или частицы. Главный сюрприз и разочарование для человечества - мы, оказывается, живем вовсе не в центре Вселенной и "сделаны" не из того вещества, из которого в основном сделана Вселенная... Но, с другой стороны, редкий элемент всегда дороже ценится - так и мы должны ценить свою индивидуальность", - рассуждает Андрей Долгов, профессор Института теоретической и экспериментальной физики.

Современная астрономия открыла новые формы материи. До сих пор ученые были убеждены, что знают о материи практически все: протоны, нейтроны, электроны и так далее - это и есть основные ее формы. Теперь оказалось, что большая ее часть - нечто "темное", неизведанное. Новая материя состоит из элементарных частиц неизвестной природы, которые пока еще не открыты в лабораториях, на ускорителях. Они действительно могут подчиняться совсем другим законам физики, природы, настолько другим, что могут преодолеть даже скорость света.

"Например, уже сейчас техника подсказывает астрономам, что в природе существуют каналы, служащие "мостиком" между различными вселенными, точками времени-пространства, - утверждает Анатолий Черепащук. - Их называют "кротовыми норами". Как и "черные дыры" (их на сегодняшний день открыто уже около 300), это объекты с очень большой плотностью, концентрацией материи. Но в отличие от первых, где вещество пропадает бесследно и из которых нет выхода, по "кротовым норам" время течет вперед-назад, и по ним можно свободно перемещаться. Чтобы обнаружить эти объекты, нужны инструменты с очень точным разрешением, которые могли бы зафиксировать, как вещество движется внутри них. Это потенциальная возможность путешествия во времени и практически мгновенного перемещения в пространстве".

Эта возможность - чисто гипотетическая - уже рассматривается серьезными учеными, в старейшем астрономическом институте, находящемся в святая святых - МГУ. Черепащук чуть ли не на пальцах объясняет с трибуны, как уже в относительно скором будущем можно по этим "кротовым норам" путешествовать "туда-сюда", сколько можно на этом сэкономить энергии (топлива для космических кораблей), оказавшись всего за мгновение в отдаленной галактике или даже в соседней Вселенной.

Теперь уже на новом витке обсуждается проблема существования внеземных цивилизаций, уже было перешедшая в разряд бесперспективных. За последние несколько лет и здесь прорыв - открыты планетные системы около 200 ближайших звезд. Это вновь дало возможность говорить о том, что во Вселенной могут быть похожие места, и наша жизнь - не уникальное явление. Мало того: если раньше считали, что наша Вселенная однажды родилась и едина, то новые данные говорят о том, что они рождаются и исчезают в пространстве-времени постоянно.

"Сор" из избы, или Кто дизайнер?

Оптимизм, который излучают астрономы, сменяется напряженными раздумьями, когда речь заходит о происхождении Вселенной. Все, что астрономия знает на сегодняшний день, неизбежно подводит нас к главному вопросу, которым на протяжении многих веков так или иначе задавались философы. Случайно ли появление человека, разума или в этом есть логика. Оказывается, если чуть-чуть изменить фундаментальные параметры Вселенной, то не возникло бы ни атомов, ни молекул, а следовательно, ни разума, ни цивилизации. Получается, что Вселенная "задумана" таким образом, чтобы в ней неизбежно возник разум, который должен ее изучать. Но "Кто" (или "Что") рассчитывал эти параметры?

Академик Черепащук - в сегодняшнем астрономическом сообществе, пожалуй, не только самый убежденный оптимист, но и самый убежденный атеист. Новые знания не поколебали его веры в возможности человеческого познания природы:

"Кто сформировал Вселенную специально под человека? - Случай. Во время Большого взрыва частицы, материя перемешались именно таким образом, и из хаоса возник нынешний порядок", - убеждает он. И добавляет: "Вообще астрономы - в большинстве своем люди материалистического мировоззрения, и я в том числе".

Большинство же космологов и астрофизиков придерживаются старой доброй гипотезы безграничности познания, которая с легкостью позволяет уходить от ответа.

"Такие корифеи, как Планк, Эйнштейн, были людьми верующими, и в различных научных сообществах не раз обсуждались вопросы, граничащие с мистическими. Но люди, которые строят свои знания, теории на экспериментальных данных, хорошо осознают, что есть предел нашего познания и есть области, куда человечество не может заглянуть, и которые не может понять. Можно это называть как угодно - Богом, Чем-то Неизведанным, - не суть. Важно, что существует граница познания. Как будто вы видите горизонт, который открывается вам на данном уровне познания. Но чем вы ближе к этому горизонту, тем он дальше от вас, - и в этом смысл познания", - считает академик Александр Маров, математик, один из главных теоретиков межпланетных путешествий.

Однако с ростом новых астрономических данных растет число "сомневающихся". Игорь Митрофанов, один из самых успешных наших астрофизиков, в лаборатории которого в Институте космических исследований создана целая серия приборов, установленных на "марсианских" космических аппаратах, отмечает: "И все-таки наша природа удивительно хорошо "подогнана" для того, чтобы мы комфортно существовали на планете под названием Земля рядом со звездой под названием Солнце. Стоит чуть-чуть изменить структуру нашей галактики, нашей Солнечной системы - и все рассыплется! Я все-таки считаю, что есть в нашем нынешнем точном, строгом, физическом знании нечто, чего мы не знаем".

Но в конечном счете позиция значения не имеет. Важно, что профессиональные авторитетные ученые-естественники вообще начали публично вести серьезный разговор на эту тему. Пожалуй, наиболее откровенная беседа состоялась у обозревателя "МН" с директором Института прикладной астрономии РАН Андреем Финкельштейном. Мы обсуждали знаменитую книгу крупнейшего британского космолога Стивена Хокинга "Краткая история времени", которого обвинили в том, что он не оставил во Вселенной, о происхождении которой пишет, "места для Бога". Тем не менее Хокинг в книге не раз, "оговариваясь", употребляет слова - "план", "задумано".

Андрей Финкельштейн объяснил это так: "Вселенная, безусловно, устроена таким образом, чтобы в ней обязательно возник человек, скажу больше, - она не возникла бы, если бы существование человека не предполагалось. Говоря образно, "дизайн" Вселенной задуман под человека, но этот дизайнер - не Бог. Почему Хокинг употребляет такие слова? - Потому что и он, и мы все пытаемся перевести сложную науку в термины, близкие бытовому сознанию. Не "план", не "дизайн", а фундаментальные законы таковы. Можно, конечно, использовать и термин "Бог". В таком случае ученые - это те люди, которые не только могут задавать вопросы "Богу" и получать на них ответы, но уже и строить "модель Бога".

Не только Хокинг, но и многие наши астрофизики, пытаясь объяснить сложные космологические теории, прибегают и к "божественной" аналогии, и к литературным образам. А поэтические строки заняли свое законное место в научных докладах рядом с официальными терминами. "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда", - процитировал Ахматову физик, академик Лев Окунь, и продолжил: "Вот так все возникло и возникает - из "сора".

А Андрей Долгов, который убежден в том, что физические законы не устоят перед новыми астрономическими данными, обращается к Достоевскому ("Если Бога нет, то все дозволено"), имея в виду, что все-таки хотелось бы избежать совершенно безудержной модификации существующих теорий.

Удастся ли - покажут ближайшие 10-20 лет. В ЦЕРНе - международном центре в Швейцарии - начнет работать самый мощный ускоритель, на котором можно будет изучать свойства темной материи. А целая серия мощных космических телескопов, проекты строительства которых уже финансируются, возможно, поможет астрономам "добраться до Бога", то есть понять, почему наша Вселенная устроена именно так, а не иначе.

Елена Кокурина

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе