ДЕВОЧКИ, ЖИВУЩИЕ В СЕТИ
Участникам эксперимента Слейтера предстояло сменить пол - разумеется, виртуально. Двадцать четыре мужчины надели специальные очки и увидели мир глазами маленькой девочки. Они перенеслись в небольшую комнату. В ней стоял стол, шкаф, диван, кругом были разбросаны игрушки, а в камине горел огонь. Но главное - в комнате стояло огромное зеркало, в котором можно было увидеть отражение своего «аватара».
У добровольцев было мало времени, чтобы изучить помещение, - они находились там не одни. Рядом стояла взрослая женщина, поведением которой управляла компьютерная программа, и участники опыта смотрели на нее снизу вверх. В какой-то момент женщина начинала тормошить девочку за плечо, а Слейтер одновременно проделывал то же самое со своими подопечными. Это продолжалось долго - ученый ждал, пока в их мозгу возникнет иллюзия и они начнут чувствовать свои виртуальные тела.
Потом женщина убирала руку, и участники эксперимента решали, что их оставили в покое. Но тут виртуальная девочка неожиданно получала звонкую пощечину - мужчины хорошо слышали этот звук в наушниках. Вскоре женщина наносила еще два удара. За этой сценой добровольцы наблюдали уже не глазами ребенка, а со стороны. «Мы с коллегами подумали, что будет слишком жестоко заставлять участников опыта смотреть на все это от первого лица», - рассказывает Слейтер. Во время первого удара его добровольцы как будто вылетали из тела ребенка, зависая под потолком. «Трюк с перемещением всех очень впечатлил, - вспоминает ученый. - Один человек признался мне, что это было мистическое переживание - как будто душа внезапно покинула тело».
Впрочем, перед тем как взлететь под потолок, мужчины все равно успевали порядочно перепугаться. Они рассказали Слейтеру, что вид женщины, которая вот-вот отвесит пощечину, вызывал у них самый неподдельный страх. Ученый в таких признаниях и не нуждался - он следил за уровнем стресса с помощью датчика сердцебиения.
Слейтер решил убедиться, что именно ощущение прикосновения заставляет людей сживаться с виртуальными персонажами, и повторил опыт с новой командой добровольцев. На этот раз ученый прикасался к их плечу невпопад - в те моменты, когда с виртуальным телом ничего подобного не происходило. На этот раз участники эксперимента не испугались пощечины. Эта сцена для них была не страшнее мультфильма.
ЛЕКАРСТВО ОТ ФОБИЙ
У тех же, кто попадал под действие такой иллюзии, не получалось ее быстро развеять. Как это может быть, показал в своем эксперименте первооткрыватель эффекта «резиновой руки» - психолог Мэтью Ботвиник из Университета Питтсбурга. Сначала ученый показывал добровольцам этот, ставший классическим, фокус, а потом просил их выполнить еще одно, совсем простое задание. Закрыв глаза, участники опыта дотрагивались пальцами правой руки до левой - за которую они еще недавно принимали муляж. С первого раза получалось не у всех. Люди промахивались не случайно - их пальцы сами тянулись немного левее, чем было нужно, туда, где раньше лежала резиновая рука. «Существование таких иллюзий заставляет пересмотреть наши представления о том, как человек воспринимает самого себя, - размышляет Слейтер. - Связь мозга с телом оказалась менее прочной, чем мы могли себе это представить».
Работа Слейтера вызвала восторженные отклики. «В последнее время все только и занимаются тем, что создают как можно более сложные виртуальные пространства. Наконец-то мы начали думать о самих путешественниках», - говорит шведский нейрофизиолог Хенрик Эрссон, известный специалист по виртуальной реальности.
Он уверен, что передача тактильных ощущений - это как раз то, чего не хватает современным компьютерным технологиям. «Столь популярные сейчас социальные сети на самом деле только отдаляют людей друг от друга, - рассуждает Эрссон. - Настоящее общение невозможно без прикосновений, тех же рукопожатий».
Слейтер с этим согласен. Он продолжает совершенствовать свою методику и уже придумал способ, позволяющий автоматизировать его эксперименты. Теперь Слейтер использует устройства, которые закрепляются на теле добровольца и в нужный момент создают ощущение прикосновения. «Я пока помолчу о том, для чего мы собираемся все это применять, - говорит ученый. - Сначала нужно получить патенты».
Одно из возможных практических применений - медицина. Все больше исследователей подумывают о том, чтобы использовать виртуальную реальность для лечения психических расстройств. Психиатры из больницы «Сент-Маргерит» в Марселе хотят применять эту технологию, чтобы избавлять людей от клаустрофобии. Они собираются погружать пациентов в виртуальную реальность, где люди постепенно учились бы не бояться замкнутых пространств. Если человек будет чувствовать еще и прикосновения (например, стен в крошечной комнате), то тренировка станет более эффективной.
Еще такая технология не помешала бы испанскому психологу Кристине Ботелье. Она рассчитывает использовать ее для лечения патологической боязни насекомых и пауков. Сейчас ее разработка выглядит так: надевший специальные очки человек видит, как по его телу начинают ползать тараканы. Для полного реализма здесь не хватает тактильных ощущений.
Антон Степнов, Полина Еременко
Русский Newsweek