Фото: РИА Новости
Специалисты, в том числе, и из числа лидеров молодежных сообществ, а так же преподавателей или администрации университетов, обсудили, как сложившиеся стандарты образования влияют на формирование подростков. Оказалось, что в сегодняшней ситуации, образовательные стандарты практически полностью исключили из себя воспитательную функцию, что сказалось на восприятии молодежью носителей других культур, традиций и религий, большей радикализации взглядов и стремлению к гомогенности.
Эксперты вспомнили недавний случай в одной из московских школ, где двух учителей уволили за «разжигание национальной розни». «Трибуна Общественной палаты» уже писала об этом. Напомним, что в школе произошла трагедия, одного из учеников школы - Ислама Абдулганиева на остановке общественного транспорта, пырнули ножом, от полученных ранений он скончался. Это катализировало консолидацию этнически разнородных групп учеников в школе против представителей русского этноса. Учителя призвали соблюдать законы Российской Федерации, которые едины для всех национальностей, за что, по словам учителей, и были уволены.
Этот случай, несмотря на всю трагичность, не является единичным и показывает тенденцию.
В ходе встречи, участниками были внесены рекомендации, которые способны переломить ситуацию, в частности:
глубже отражать в учебных программах школьного и вузовского уровня реальность многонационального российского общества;
поддерживать со стороны государства привлечение молодых специалистов в общенациональные значимые проекты;
поддержка государственными структурами программ, направленных на взаимное сближение позиций национальных культур России;
организация курса «Основы религий» на факультативной основе с привлечением служителей самих религий;
рекомендовать в учебных заведениях курса «Религии России» для воспитания и принятиями учащимися других конфессий;
увеличение объемов преподавания гуманитарного знания в ВУЗах России независимо от профиля учебного заведения;
введение позиции декана по воспитательной работе для работы с представителями общин национальных республик;
в законе об образовании предусмотреть прописывание воспитательного компонента;
и т.д.
«ТОП» спросил экспертов, как влияет система образования на радикализацию молодежных сред и что сделать, чтобы переломить ситуацию?
Фатима Албакова, член Общественной палаты РФ, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа:
Сегодня есть очень много проблем, связанных с становлением и модернизацией системы образования. Все сопутствующие модернизации факторы, и факторы, связанные еще раньше с разрушением сложившейся системы образования, в совокупности могут дестабилизировать не только обстановку, но и дезадаптировать и дезориентировать подрастающие поколение в этом общем потоке разнящихся мнений, стандартов, программ и т.д.; этом колоссальном потоке различных неустоявшихся образовательных моделей, которые лишены базовых содержаний.
Все эти факторы побуждают к определенному девиантному поведению, может быть, даже экстремистским проявлениям в среде молодежи. Не в последнюю очередь это связано с кризисом ценностной системы, ведь ценности – это образование, знания и культура. Сюда же можно присовокупить конфликт поколений, т.е. разрыв трансгенерационных связей, когда старшее и подрастающее поколение существуют в различных ценностных и мировоззренческих форматах, имеют различные модели поведения и отношения к жизни.
Для того, чтобы преодолеть все эти разрывы, нужно государству больше уделять внимания системе образования как комплексному институту становления личности, буквально начиная с детского сада и начальной школы. Я считаю, что должна быть выработана некая образовательно-воспитательная доктрина, которая бы учитывала текущую девальвацию ценностей и нашу дезориентированную молодежь.
Валерий Коровин, политолог, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ:
- Для того, чтобы познавать друг друга и познавать собственную идентичность, нужно ее иметь. Современные города, особенно мегаполисы, с их атомизированным населением – это среда перемалывания идентичности под единый гражданский стандарт, что по сути, означает собой лишении человека идентичности. Этот человек оторван от среды, которая его воспитала. Россия ценна тем, что в ней сохраняются среды, этнические в том числе, которые воспроизводят цивилизационный архетип, который мы познаем.
Наша система образования является наследием советской эпохи, это был индустриальный проект, который отрицал религиозную компоненту, и был выстроен для достижения коммунизма. Но с распадом СССР у государства исчезла сверх цель в виде строительства коммунизма и исчезли образовательные шаблоны, смыслы были заменены, что привело к секуляризации общества, т.е. возрождению религиозного фактора. И этот религиозный фактор с его моралью и нравственностью является куда более сильным, чем мораль и нравственность, взятая по остаточному принципу, от советского проекта. Мы имеем восстановление религиозной и этнической компоненты, но проседание морали и нравственности в силу отсутствия глобального мировоззренческого проекта и отсутствия образовательной парадигмы у государства. Государство не знает какими целями и кого оно должно воспитывать. А вот традиционная среда знает – это традиции, которые передаются из поколения в поколение.
На мой взгляд, для того, чтобы говорить о восстановлении морали и нравственности, необходимо ввести фактор традиционного образования, как один из базовых, формирующих мораль и нравственность молодого человека, в ожидании того, пока сложится светский архетип мораль и нравственности. Нужно поставить традиционное религиозное образование на одну ступень со светским образованием, особенно в тех регионах, где сохранились многовековые традиции, в том числе, на Северном Кавказе. Среднее позитивистское образование должно быть добровольным – мы должны дать выбор, либо получать религиозное образование и оставаться в своей культурной и этнической среде, в своем регионе; либо получать светское образование.