Как мы провели этим летом

Сочинение директора на школьную тему

Близятся к завершению школьные каникулы. Возвращаются участники историко-краеведческих экспедиций, слушатели летних лингвистических школ, проходившие стажировку в странах изучаемого языка, юные художники, что провели лето на пленэре, запечатлевая красоты Русского Севера. 

Загоревшие, возмужавшие подростки, полные впечатлений, не могут не радовать педагогов. В свою очередь, обегая школу, ребята по достоинству оценивают работу тех сотрудников, кто все лето оставался на хозяйстве: с восторгом рассматривают новое учебное оборудование, радуются отремонтированным классам. (Знаю, что так не везде, но в столице на подготовку к новому учебному году отпущены приличные средства.)

Нет, кто бы что ни говорил, а школа пока еще остается островком нормальности. Судите сами. Уже упомянутая историко-краеведческая экспедиция, наши дети идут на веслах по Волге, впереди школьной флотилии шлюпок небольшое дизельное судно для перевозки научной аппаратуры. Но кроме аппаратуры на него погружены четырехметровые деревянные православные кресты, изготовленные в школе ремесел. Это давняя традиция — устанавливать поклонные кресты на месте разрушенных церквей.

Кашинский район Тверской области. Здесь при большом стечении народа был установлен и освящен крест. Дачники помолились и разошлись, а экспедиция отправилась дальше по маршруту. Но на обратном пути пришлось высаживать десант. Почему? Рядом с возвышающимся на волжском берегу крестом громоздились мешки с мусором. Другого места для свалки отходов дачники, судя по качеству домов, не бедные люди, видимо, не нашли. Пришлось провести силами школьников «коммунистический» субботник по уборке территории. Поразительно наблюдать такую картину на фоне накала страстей в обществе по поводу оскорбления чувств верующих кощуницами из Pussy Riot...

В разгар ремонтных работ в школу потянулись те учителя, кому в новом учебном году предстоит пройти процедуру аттестации. От ее результатов в значительной степени зависит их прибавка к зарплате. Они стараются использовать часть отпускного времени для подготовки. На мои призывы полноценно использовать отпуск отшучиваются, а в глазах — тревога. Ведь уже на самом верху обсуждается идея перевода учительства на контрактную систему найма. А ну как условием заключения контракта станет успешное прохождение аттестации (по аналогии с преобразованием милиции в полицию)? И это в Москве, где предусмотрено упрощенное прохождение этой процедуры. Из разговоров с коллегами знаю, что есть регионы, где аттестационный пакет документов объемом меньше двухсот страниц к рассмотрению не принимается. Вот и занимаются люди бумаготворчеством в надежде на обещанное повышение зарплаты.

Их надежды не беспочвенны, поскольку новый министр образования и науки пытается согласовать с Минфином положение, согласно которому зарплата учителя не сможет быть ниже средней зарплаты по экономике региона. Звучит обнадеживающе, если не принимать во внимание просочившуюся в СМИ информацию о возможном снятии с учителей пенсий за выслугу лет, которую, накопив двадцатипятилетний педагогический стаж, они получают, продолжая свою трудовую деятельность. Не сильно удивлюсь, если это решение будет принято — оно вполне себе в стилистике нашей социальной политики: давать одной рукой, сопровождая благодеяние широким пиаром, при этом тихо забирая другой.

Любопытна (точнее сказать — цинична) аргументация тех, кто ратует за снятие учительской пенсии по выслуге лет. Учительская профессия, по их мнению, не принадлежит к тем, для которых характерно раннее «выгорание»...

Об интеллектуальных и эмоциональных нагрузках педагогов написаны десятки книг, но суть дела лучше всего проясняет известный анекдот.

Идет экскурсия по аду, где посетителям в назидание демонстрируют грешников, насильников и убийц, подвергающихся разным суровым наказаниям. Неожиданно глазам посетителей предстает чан с кипящей смолой, в котором плавает человек приличной наружности. Заинтригованные, они обращаются к нему с вопросами.

— Вы кто?

— Учитель.

— За что же вы оказались в аду?

— А разве это ад?

Ответ, который в полной мере способен оценить лишь тот, кто ежедневно варится в бурлящем школьном котле.

Общеизвестно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. Именно ими диктовалось спешное принятие этим летом новых государственных стандартов образования для старшей школы. Их первое предъявление (еще до выборов) вызвало жаркие дискуссии и сопротивление профессионалов. Еще бы, ведь в качестве обязательных для изучения предметов в старшей школе оставалось всего шесть, среди которых физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Дабы не усиливать протестные настроения, принятие новых стандартов было отложено, а документ отправлен на доработку. Которая и была проведена, после чего без лишних обсуждений новые стандарты образования были утверждены.

Цели и задачи их внедрения благородны. Снизить учебную нагрузку старшеклассников (до сих пор они были вынуждены осваивать от 18 до 21 учебного предмета), дав им возможность сосредоточиться на изучении дисциплин, необходимых для поступления в вуз, в большей мере учитывать склонности учащихся. В новом федеральном госстандарте оптимальное количество предметов при учебной нагрузке не менее 30 и не более 37 часов в неделю не должно превышать 9–10. Отныне у старшеклассников появляется возможность выбора уровня изучения учебных дисциплин с разной степенью глубины и подробностей. Таких уровня три: базовый, профильный и интегративный. Базовый обеспечивает систематические знания по отдельному предмету. Профильный — углубленные знания, позволяющие подготовиться к последующему профессиональному образованию. А интегративный решает задачу общего формирования культуры путем освоения учащимися ключевых теорий, идей, понятий и фактов в рамках обобщенных курсов. Например, таких, как естествознание (физика, химия, биология).

Теоретически все выглядит безупречно. Тогда откуда тревога?

Волнения педагогов связаны с печальным опытом последних десятилетий. Слишком часто мы имели возможность убедиться в том, что дистанция между красивыми идеями и их реализацией огромна. В случае торопливого введения нового стандарта возникает масса рисков, способных дестабилизировать школьное образование. До тех пор, пока не будут разработаны программы, написаны учебники и методические пособия, подготовлены педагогические кадры, способные преподавать курс естествознания, его внедрение будет профанацией. Где те титаны возрождения, Леонарды да Винчи, способные на достойном уровне вести этот интегративный курс? Квалифицированный учитель физики отстал от развития биологии, биолог от современной физики, и тот и другой не следили регулярно за достижениями в области химии. Да, полное введение нового стандарта планируется к 2020 году. Но, зная нашу страсть к рапортам о досрочном выполнении планов партии и правительства, легко представить себе последствия.

Допустим, интегративный курс выбрали 40 учащихся, базовый — 10, а профильный — всего трое. Как осуществлять справедливую оплату педагогам в условиях подушного финансирования школы? Не получится ли так, что самый углубленный курс, требующий от учителей наибольшей отдачи и подготовки, окажется самым низкооплачиваемым? Подобные «мелкие» вопросы требуют четкого финансового обоснования. Нельзя бесконечно жить по принципу: главное — прокукарекать, а потом хоть не рассветай.

Но отвлечемся от презренной прозы, вернувшись к высокой идеологии. Среди предметов, обязательных для обучения в старшей школе, «Россия в мире» — тоже интегративный курс, объединяющий знания по истории, обществознанию, географии, культурологии и пр. Грандиозная задача, решить которую по плечу разве что группе академиков. Однако, боюсь, собрать такую команду не удастся — уж слишком по-разному видится ученым сам предмет изучения. Одни создадут печальный образ страны, бесконечно догоняющей цивилизованные государства, на почве которой с огромным трудом приживаются демократические ценности. Другие будут настаивать на необходимости клиотерапии нации (Клио — муза истории), целенаправленно формируя позитивный образ страны, наследницы великих побед. У тех и других найдутся аргументы и факты в свою пользу. А третьих вообще факты не интересуют. Их позицию откровенно выразил новый министр культуры: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будите писать, всегда будет позитивна».

Мысль простая: долой историю — даешь пропаганду. Но именно она имеет все шансы привиться на древе нового интегративного курса. Учителям ведь легко ненавязчиво объяснить приоритетные задачи момента.

...В неожиданном месте я увидел наглядную модель подачи многоаспектного образа страны в мире в разные исторические периоды: шоу, открывавшее Олимпийские игры в Лондоне. Ни тени ностальгии об имперском величии, а вклад страны в развитие мировой цивилизации подан с подлинно английским чувством юмора, без надувания щек. Апофеоз шоу — гимн толерантности, он же гимн Великобритании, исполненный детьми-инвалидами.

Так мы провели этим летом...

Судя по всему, новый учебный год не будет простым. Но когда было по-другому?

материал: Евгений Ямбург

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе