Баба ЕГЭ или образование глазами подростка

Теперь поздно вечером мамы не пугают нас сказками про Бабу Ягу. Теперь мы, школьники, пугаем мам рассказами про «бабу ЕГЭ». 

Миссия невыполнима 

Согласно вступившему с первого января закону о едином государственном экзамене выпускники должны сдавать два обязательных экзамена – русский и математику, остальные же по желанию, т.е. только те, которые понадобятся при поступлении. Вся проблема в том, что теперь большинство российских вузов установили ЕГЭ по английскому языку в качестве вступительного испытания. ЕГЭ по английскому состоит из пяти частей: 1 – аудирование (прослушивание трех текстов разной сложности); 2 – чтение (также 3 текста); 3 – грамматика (2 теста); 4 – письмо (написание эссе и письма-ответа «заграничному другу»); 5 – говорение (монологическая речь и диалог с экзаменатором). В пособии «Английский язык. ЕГЭ-2009» читаем: «Основная подготовка к ЕГЭ проходит на обычных уроках английского языка». 

– Я не имею права вас отговаривать, но лучше не сдавайте ЕГЭ по моему предмету! – говорит наш школьный преподаватель английского. – Это практически нереально, ведь раньше, насколько мне известно, данный экзамен проводился для того, чтобы выбрать лучших из лучших для зачисления на факультеты иностранных языков. Но трех часов школьной программы слишком мало для того, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ! 

Скажу по секрету, что лично у меня занятия с репетиторами по этому предмету каждый день (включая воскресенье), что в общей сложности составляют 11 часов в неделю. Но еще ни разу после моих многочисленных попыток я не решила ЕГЭ выше чем на тройку, хотя в школе считаюсь одной из лучших учениц по этому предмету. Все дело в том, что вопросы часто двусмысленны. К примеру, после прослушивания шести мини-текстов необходимо соотнести их с пятью предложениями. К каждому тексту – свое предложение. В первом фрагменте мужчина-американец рассказывает, что живет в Японии и часто ходит в кино, чтобы проще было понимать японцев, во втором – женщина-француженка говорит, что живет в Америке и читает их книги, чтобы понять язык, в третьем – итальянец повествует о посещаемых им театрах, клубах и пабах, находящихся недалеко от его дома в Лондоне, четвертый – русский, живущий в Китае, делится впечатлениями о том, как практикуется в китайском благодаря разговорам с соседкой, и так далее. Вопрос: к какому из данных текстов отнести предложение: «Этот человек вынужден был выучить язык, потому что живет в стране изучаемого языка»? По-моему, это высказывание в равной степени можно применить к любому из них! Так как же угадать, какой ответ правильный? 

Предчувствие Оксфорда? 

– Я не понимаю, зачем ввели этот экзамен, – признался Олег Владимирович Якушенко, преподаватель английского языка факультета иностранных языков ЯГПУ им. Ушинского. – Лично я считаю все это «глобальной дебилизацией» населения страны. Если раньше мы имели более или менее хорошую систему образования, при которой российские граждане считались чуть ли не самыми образованными людьми в мире, то теперь ПОЛНОСТЬЮ копируем западную систему. Говорят, что ЕГЭ по английскому – это русский вариант вступительного экзамена Оксфордского университета. Не секрет, что мы в большинстве своем разговариваем на чужых языках просто безобразно, если сравнивать со среднестатистическим иностранцем. Иногда бывает просто до ужаса за державу обидно, когда, находясь за границей, понимаешь, что из всех встреченных и знакомых русских дай Бог двое могут хоть как-то изъясняться по-английски! Тогда как, может быть, только двое из группы французов или немцев знают международный язык чуть хуже простого нашего школьника. Но тем не менее почему-то наверху решили, что теперь 16–17-летние подростки должны ни с того ни с сего уметь говорить по-английски на уровне самих носителей языка! Откуда этому взяться, когда даже на «инязе» не хватает учебных часов для того, чтобы выпустить качественно образованных специалистов? 

Орешек знаний тверд 

Так зачем же ввели ЕГЭ вообще? Некоторые говорят, что с целью предотвращения коррупции в вузах. Но разве данная ситуация не предусмотрена законом? Предусмотрена. Тогда скажут, что главная цель ЕГЭ – уравнять всех в возможностях, как детей богатых московских родителей, так и членов многодетной семьи из какой-нибудь глубинки. Но о каком равенстве может идти речь, если сейчас без репетиторов невозможно поступить даже в самый отсталый вуз провинциального города?! 

С другой стороны, бытует мнение, что в нашей стране переизбыток людей с высшим образованием, тогда как на производстве не хватает рабочих рук. И для того чтобы пополнить число заводских служащих, дворников, сантехников и проч., ввели такой сложный вступительный экзамен в вузы. Возникает вопрос: куда сегодня при напряженной обстановке на рынке труда пойдет работать непоступившая молодежь? 

Проблема состоит еще и в том, что не один английский нужно сдавать, а еще и кучу других предметов, требующих времени, нервов и сил… 

Такое чувство, что в 17 лет мы обязаны знать все: историю России, говорить по-английски на уровне англичан, помнить наизусть 2 листа тригонометрических тождеств. Мы должны перечитать ВСЮ классику мировой и русской литературы, должны помнить, что такое аденозинтрифосфат и как происходит конъюгация гомологичных хромосом. А что в итоге?! Было очень смешно и в то же время обидно, когда одна моя знакомая всерьез спросила меня: «А что такое Осло? Река или город?» Удивившись такому вопросу, я провела небольшой эксперимент: из 11 опрошенных по очереди одиннадцатиклассников только один ответил, что Осло, это «мм… по-моему, город. Но я не уверен». 

Анастасия ШЕХОВЦОВА, ученица 11-го класса

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе