«Старое» и «новое» Рождество

В начале декабря проевропейски настроенная социал-либеральная партия Молдавии предложила правительству сделать 25 декабря официальным выходным днем, чтобы уравнять в правах 25 процентов населения республики, являющихся католиками или прихожанами Бессарабской Митрополии Румынской Православной церкви, с численно преобладающими прихожанами Молдавской Митрополии Русской Православной Церкви.

Однако предложение это вызвало недовольство последних, причем недовольство малопонятное – ведь 7 января также остается нерабочим. Казалось бы, можно только радоваться такому проявлению религиозной терпимости, однако епископ Бельтский и Фалешский Маркел (представитель Молдавской Митрополии) в интервью молдавскому информационному агенству Deca-press называет поступившее на рассмотрение в парламент предложение «беспрецедентным» и «нарушающим вековые традиции молдавского народа». Скандал, истоки которого лежат в давнишнем противостоянии между Румынской и Русской православными церквями за степень влияния в регионе, которую последняя рассматривает как свою «каноническую территорию», задел все уровни светской и церковной власти.

Похожие события происходили и в другой соседке Румынии – в Болгарии. Только здесь чуть не состоялись несопоставимо большие изменения: 20 декабря болгарские архиереи собирались обсуждать давнюю больную тему – вопрос о перенесении празднования Рождества с 25 декабря на 7 января. Просьба о переносе Рождества была подана группой верующих из населенного пункта Челопечене, возглавляемой священником Марием Димитровым, который уже 20 лет по специальному разрешению Патриарха Максима служит по старому календарю, несмотря на принятый в стране новый стиль.

Преимущества переноса Рождества перечислил в интервью болгарскому радио «Дарик» священник Сильвестр Янакиев, настоятель храма Св. Софии в Сливене: «Первый Вселенский собор и Правила святых апостолов говорят, что христианская Пасха всегда должна праздноваться после еврейской, и что это нельзя нарушать. При введении григорианского календаря христианская Пасха часто совпадала с еврейской, а иногда даже опережала ее. А это грубое нарушение канонов. Календарь, который употребляется в Болгарской Церкви (новоюлианский – В.Щ.), приспособлен к православной пасхалии и устраняет возможность празднования нашей Пасхи перед еврейской, но очень многое в богослужении остается запутанным, особенно с началом Великого поста. Например, есть годы, когда Петрова поста вовсе нет». Кроме того, болгар беспокоит несовпадение дня святых Кирилла и Мефодия, которое по новому стилю празднуется 11 мая, с одноименным светским государственным праздником, который отмечается 24 мая и является символом борьбы болгар, находившихся под османским владычеством, за народную свободу и национальную культуру (в России этот праздник известен как День славянской письменности).

Между тем далекому от геополитики читателю интереснее всего то, что большинство авторов статей в российских СМИ, похоже, и не предполагает, что Румыния и Болгария в церковных делах руководствуются отнюдь не григорианским календарем (да и вообще слабо разбирается в теме – одно из известных изданий сообщило, что подавляющее большинство верующих в Румынии «составляют католики и протестанты»). Нам хотелось бы осветить этот вопрос.

Календарный стиль, которого придерживается подавляющее большинство поместных православных церквей, можно было бы назвать «новейшим». Это модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем, автором теории регулярных ледниковых периодов. Этот календарь основан на 900-летнем цикле (за 900 лет в нем набирается один лишний день) и несколько более точен, чем григорианский, основанный на 400-летнем цикле, который будет совпадать с ним до 2800 года. Однако не хотелось бы утомлять читателя описанием сходств и различий всех трех – юлианского, григорианского и новоюлианского, – всё это доступно в открытых источниках. Скажем лишь, что проблемой юлианского календаря с церковной точки зрения было постепенное сдвижение даты празднования Пасхи на всё более позднее время, а григорианского – в том, что Пасха всегда празднуется раньше или одновременно с иудейским Песахом, что, по мнению православных, грубо противоречит решениям I Вселенского и Антиохийского соборов.

В связи с этим в 1923 году в Константинополе под предводительством вселенского патриарха Мелентия состоялось собрание православных иерархов, на котором решено было принять модифицированный новоюлианский календарь, в котором все «неподвижные» праздники решено было праздновать по григорианскому календарю, а все привязанные к Пасхе – по юлианскому. Решение это было признано всеми поместными православными церквями, кроме, по разным причинам, Русской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Грузинской и Афона. О Русской и Болгарской скажем чуть подробнее.

К этому времени в Советской России уже давно декретом Совета народных комиссаров РСФСР «о введении в Российской республике западноевропейского календаря» был введен гражданский григорианский календарь (и 1 февраля 1918 г. в одночасье превратилось в 14 февраля.). Поэтому после Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход на «новоюлианский» стиль, Патриарх Тихон 15 октября 1923 года предложил этот стиль для употребления в патриаршей церкви (обновленцы перешли на него ещё раньше). Однако нововведение вызвало столько сильное несогласие в церкви, что уже через 24 дня, 8 ноября, патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Не имея желания хвалить или осуждать исторические факты, отметим, что если бы не это распоряжение – может быть, предлоги сегодняшних геополитических распрей лежали бы вне религиозной сферы.

Кстати, похожая ситуация произошла и в Грузинской Православной Церкви: в 1928 г. на Тбилисском Соборе Грузинской Православной Церкви Патриарх Христофор и его архиереи приняли решение ввести в Грузинской Церкви новый стиль, но реформа провалилась, будучи отвергнута народом и большинством священников.

Болгарская церковь, став автокефальной в 1953 году, перешла на новоюлианский стиль относительно недавно – лишь в 1967 году.

Итак, несомненно, что вопрос признания «новостильной» даты Рождества – вопрос геополитический. В Молдавии это один из символов стремительного сближения республики с Румынией: языковая преграда между странами практически отсутствует, визовая тоже, а физическая – остатки заграждения на границе и колючая проволока, оставшаяся там с социалистических времен, – срочно демонтируется. Осталось произвести культурное и религиозно-культурное сближение. Однако неудивительно, что в результате обсуждений пророссийский парламент Молдавии всё-таки не поддержал предложение. Наибольшее количество голосов «против» поступило от коммунистической партии. Получается несколько абсурдно: наследники советской коммунистической доктрины с её материалистической идеологией защищают от выступающего под видом толерантности европейского империализма религиозные традиции пост-социалистической страны.

В Болгарии реформа тоже не состоялась: митрополит Русенский Неофит в интервью радио «Дарик» сообщил, что вопрос об изменении даты празднования Рождества даже не выносился на обсуждение. «Рождество Христово и дальше, как вы видите в свежеотпечатанных церковных календарях на следующий год, будет отмечаться 25 декабря. Священники – авторы письма к Синоду – служат в епархиях Болгарской Православной Церкви, и поэтому должны смиренно подчиниться мнению Священного Синода по поводу даты празднования Рождества» – сказал митрополит Неофит. Таким образом, Болгария продемонстрировала приверженность собственной линии и благоразумно решила не смешивать церковь с внешней политикой. Да и изменение церковного календаря несопоставимо с простым объявлением дополнительного выходного дня.

Религо.РУ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе