ВЕРГИЛИЙ ГОРЫ ПЛОДСКОЙ

Свеча, которой я освещал себе путь в лабиринтах Наровчатского пещерного монастыря, была получена из рук отца Иоанна.

Посетителям подземного монастыря раздаются свечи, огонь которых лучше другого источника света позволяет почувствовать атмосферу уединения и отрешенности, царящую глубоко под землей

Теперь, у выхода из пещер, пришло время с ней проститься. Я, как и многие паломники и туристы, должен прилепить свою свечу на стену. Огарки здесь повсюду. Скрюченные, потемневшие, величиной с мизинец. Некоторые так затвердели, что их не растопить, даже если истратишь на это весь спичечный коробок. Эти свечи стали частью пещер.

Вот и моя свеча теперь среди них. Свеча, с которой я прошел всеми лабиринтами подземелья, с содроганием сердца глядя на готовый угаснуть тонкий фитилек. Когда я, бредя за отцом Иоанном, слушал его рассказ о таинственном ярусе, куда нет хода, но куда можно провалиться в любой момент, казалось, только пламя моей свечи защищало меня. Когда отец Иоанн говорил о монахах, которых сто лет назад замуровывали в каменных кельях, я вновь с надеждой смотрел на свечу, пребывая в непонятной уверенности, что она выведет меня на белый свет из этого мрачного места. А когда отец Иоанн сообщил о крови, выступающей на стенах, то только свеча успокаивала меня, помогая отгонять плохие мысли. Казалось, я с ней сроднился. И вот мы расстаемся. Прощай, свеча! Здравствуй, свет!

Отец Иоанн

Наша группа, вернувшись на поверхность, в полном составе дружно бежит на солнце, отряхивает одежду, удаляет пауков, остатки корней и паутины, кто-то шутит: а не ровен час обнаружатся вцепившиеся в куртки летучие мыши? Дамы аккуратно складывают платочки, поправляют прически, достают зеркальца. Все разговоры, конечно, о пещерах и о нашем проводнике – отце Иоанне. В отличие от нас он держится в тени, чтобы восковые свечи, которые он пересчитывает, не растаяли. В отличие от нас он не отряхивает рясу, не поправляет сбившуюся шапочку, а когда дамы сообщают, что в его бороду набился мелкий мусор, в ответ лишь улыбается и отмахивается. Тогда видно, что под мышкой у него – дыра. Но он ее не стесняется.


Бывший майор госбезопасности, а теперь отец Иоанн, водит паломников по лабиринтам пещерного монастыря, показывая ниши, в которых упокоены останки старцев, молившихся в каменных кельях о спасении Русской земли

Через несколько минут отцу Иоанну снова надо спускаться в пещеры, снова вести запутанными ходами новую группу паломников. Они уже окружили его плотным кольцом и разбирают новенькие свечки. Сердобольные дамы качают головами, оглядываются на вход в подземелье, из которого несет ледяным холодом, и зовут: «Погрейтесь на солнышке, отец Иоанн!» «Борода согреет!» – весело отвечает наш проводник.

На ногах отца Иоанна – солдатские сапоги, ряса – в дырках, в сумке на плече – завернутые в бумагу пучки свечей. Строгие глаза под косматыми бровями.

Днем и ночью в любую погоду, вооружившись свечой, водит он людей по лабиринтам подземного монастыря. В какое бы время ни приехали сюда паломники или туристы, отец Иоанн ведет их в пещеры. Такое на него наложено послушание…

С высоты Плодской горы, в недрах которой находится монастырь, виден лес. У его кромки приютился убогий деревянный сарай. Это келья, в которой живет отец Иоанн. Невольно ловишь себя на мысли: сумрачный лес, как в «Божественной комедии» Данте, окружает вход в загробный мир, куда ведет паломников Вергилий Плодской горы.

«За что же вас так наказали?» – спрашивают обычно у отца Иоанна паломники. На что он неизменно отвечает: «Великий грешник я!»

Монастырские легенды


Могила последнего монаха пещерного монастыря, отца Тихона, который был убит, защищая подземелье

Этот подземный монастырь, более известный как Наровчатские пещеры, находится в 5 километрах от женского Троице-Сканова монастыря, что расположен у пензенского села Наровчат. Пещеры датируются примерно XIII веком. Найденные здесь наконечники копий и стрел позволили предположить, что первоначально пещеры были выкопаны для спасения от набегов кочевников, а потом их нашли удобными для пещерного монастыря. Первыми тут появились киево-печерские старцы Антоний и Феодосий. От них и стала распространяться в здешних местах православная вера.

Целебный источник у подножия горы Плодской, где когда-то стояла часовня, назван в честь святых преподобных Антония и Феодосия. В начале прошлого века пещеры имели привлекательный вид. Вход был украшен красивым орнаментом, сводчатые потолки и стены пещер выложены кирпичом и побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. На вершине горы красовались каменная церковь, часовня и несколько деревянных флигелей для братии. Часть монахов принимали схиму и уходили в подземный монастырь для уединенных молитв. Наверх больше не поднимались. Жизнь их проходила в окружении камней, тишины и мрака. Келейник приносил кусок хлеба и воды и ставил в окно кельи. Если через сорок дней пища оказывалась нетронутой, окно замуровывалось. И никто никогда туда больше не заходил. Эти факты лежат в основе многочисленных легенд о мерцающих огоньках и странных голосах в глубинах пещер. Подземный монастырь просуществовал до 1928 года. Бытует легенда, что пещеры соединялись широким подземным ходом, по которому могла проехать телега, с Троице-Скановым монастырем. Когда представители советской власти пришли в Троице-Сканов монастырь за большим золотым иконостасом, то настоятель уговорил их оставить иконостас на ночь, доверившись замкам на дверях и выставленной охране. Утром оказалось, что иконостас исчез. Говорят, его вывезли подземным ходом. Последствия не заставили себя ждать. Сторожил подземный монастырь один из последних монахов, Тихон. Помогал отцу Тихону келейник, который уже работал в колхозе. Когда однажды келейник вернулся в пещеры, то старца Тихона не оказалось на месте. Ночь келейник провел в тревоге, а утром позвал людей, с которыми и нашел тело старца в пещерах. Рядом с ним лежал окровавленный топор. Могила старца Тихона сейчас огорожена, над ней установлен крест. После этого убийства пещеры закрыли для посещения. Кирпич, которым были выложены подземные коридоры, потихоньку разбирался местными для ремонта печей и колхозных построек. В 1930-е годы пещеры взрывали, вскрывали в ходах боковые ниши, останки монахов выкидывали. Иконостаса из Троице-Сканова монастыря так и не нашли. Из Наровчатской тюрьмы привозили на грузовиках осужденных засыпать пещерные ходы землей. Спустя много лет археологи-любители нашли в пещерах 19 черепов с пулевыми отверстиями. В годы войны подземный лабиринт облюбовали дезертиры. После этого даже местные жители перестали сюда ходить.


В августе 1980 года после тщательного осмотра всех доступных полостей московская экспедиция спелеологов подтвердила искусственное происхождение пещер. А вот сведения из «Пензенских епархиальных ведомостей»: «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь. На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появлялись новые галереи и кельи». Сейчас лабиринт пещер – это проходы и кельи, расположенные в трех ярусах, соединяющихся между собой. Внутренний микроклимат пещер считается уникальным. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура, сохраняющаяся и зимой, и летом. Воздух в подземелье свежий и чистый. По протяженности подземного лабиринта – 710 метров – Наровчатские монастырские пещеры превосходят знаменитые Киево-Печерские.

Легенда говорит еще о двух или трех уровнях. На нижнем якобы расположено подземное озеро с женскими статуями по берегам. В близлежащих селениях есть еще люди, которые утверждают, что старики проводили их на таинственный ярус и показывали это озеро. Легенды всегда подогревали интерес к Наровчатскому монастырю. Желающих пройти по рукотворным ходам подземелья было и есть много. «Слева и справа зияют проемы-входы в небольшие жилища монахов-отшельников, – пишет один из путешественников 1970-х годов. – Каменная лежанка и ниша под икону – вот и все богатство келий. На стенах видны пятна сажи – следы обгоревших свечей. Видны и своеобразные то ли подслушивающие, то ли переговорные устройства – в каменную толщу из келий каким-то образом врезаны керамические трубочки, благодаря которым на других ярусах прослушивался разговор в кельях, даже если он велся шепотом».

«Господь привел!»

После того как местными из подземного монастыря был выбран для своих хозяйственных нужд кирпич, появился новый вид промысла. Жители близлежащих сел стали предлагать туристам свои услуги в качестве проводников. За что требовали денег. На какие только уловки ни пускались: изображали голоса замурованных в кельях монахов, устраивали фокусы с «блуждающими огоньками». Каждый мальчишка из самого ближнего к пещерам села Сканово может рассказать кучу подобных историй, а также поведать о том, что его дед или отец показали ему секретные ходы в подземном монастыре. Были среди проводников и великовозрастные балбесы, отслужившие в армии. Они водили туристов по пещерам, держа в одной руке папироску, а в другой – банку пива. Показывали места на стене, где лучше поставить автограф.


Спустя много десятилетий каменные ниши вновь уставлены иконами

Все изменилось три года назад.

Сначала местные проводники заметили, что со стен кто-то стирает автографы туристов. Затем этот «кто-то» собрал и вынес из подземных ходов все окурки и пивные банки. Быстро выяснили, что каждое утро из Троице-Сканова монастыря приходит человек, долго молится перед входом в пещеры, а затем пропадает в подземных лабиринтах. Человек этот оказался самым серьезным конкурентом местных проводников.

Почти все туристы сразу предпочли совершать прогулки по пещерам в сопровождении именно этого бородатого проводника. Свечки он раздавал бесплатно, молитвы читал, рассказывал об истории пещерного монастыря и денег не просил. Для пожертвований он повесил внизу горы ящик. Все собранное относил в Троице-Сканов монастырь, в который пришел жить трудником. Работал в монастырском гараже, жил в отдельной келье, а затем принял постриг и надел рясу.

Конечно, местным проводникам такой конкурент не мог понравиться. Им и раньше досаждали монахини, которые по православным праздникам приходили к пещерам и служили там молебны, оставляя после себя бумажные цветы, запах ладана и прикрепленные к выступам на входе в пещеру свечки. Но они хотя бы в пещеры не спускались. А этот… Напрасно его пугали рассказами о привидениях. На все он отвечал молитвой, поклонами и шутками. Напрасно подстерегли в лесу и побили. Напрасно крали ящик с пожертвованиями. Напрасно зимой стащили у него лопату, он руками расчищал снег у входа в монастырь. Зря намекали, что может он повторить судьбу старца Тихона, могилу которого отец Иоанн обустроил и поставил над ней крест…


Родник Николая-угодника, обустроенный братией мужского пещерного монастыря

Каждое утро отец Иоанн появлялся у входа в пещеры и добродушно разговаривал с туристами и паломниками, словно намедни ничего не случилось. Никому отец Иоанн ничего не рассказывал. Казалось, он только радовался испытаниям, укреплявшим его дух. Он лишь улыбался и шутил. А на вопрос, как он сюда попал, всегда отвечал: «Господь привел!»

Отстали от отца Иоанна на второй год его послушания, когда у Наровчатских пещер поздней осенью появился скромный деревянный сарайчик. Сначала никто не мог поверить, что отец Иоанн собирается постоянно жить здесь, где сугробы – выше человеческого роста, а по ночам в лесу жутко воют волки. Но ни разу не прибежал он в село за помощью, ни разу не дал повода усомниться, что хоть на один день или ночь покинул свой пост. Редкие гости его кельи могут увидеть здесь лежак, вязанки свечей по всем углам да грубый стол, на котором чугунок и деревянная ложка.

От майора до монаха

Пещерный монастырь был воссоздан с благословения патриарха Алексия II. Наместником сюда назначен отец Корнилий, присланный из Христо-Рождественской пустыни в селе Трескино.

Cейчас братия трудится над возведением в лесу большого монашеского корпуса и строительством подземного храма, в котором совсем скоро начнутся службы. «Лицом» своего монастыря они называют отца Иоанна, который по-прежнему несет свое послушание и водит паломников и туристов по подземным коридорам. Даже когда вся братия, устав от дневных трудов строительства и расчистки леса, отдыхает, а к пещерам вдруг прибывает автобус, отец Иоанн собирается «на экскурсию». Даже если кто-то из братии вызовется заменить его, он откажется. Да и слава об этом проводнике по пещерным коридорам подземного монастыря разнеслась так далеко, что люди просят только его. Отец Иоанн, однако, извлекает выгоду из своей популярности. После экскурсии он никогда не будет заводить беседы о бедности монастыря, но обязательно попросит мужчин, к примеру, передвинуть распиленные деревянные колоды, а женщин – прополоть грядки монастырского огорода. Но чаще люди сами предлагают свою помощь. Вот, например, грядка огурцов и помидоров посажена работниками администрации Пензенской области. Клумбы с цветами разбиты сотрудниками прокуратуры Ульяновской области. Лес на поляне выкорчеван руками солидных бизнесменов, которые приехали сюда на отдых, а после экскурсии по подземному монастырю с отцом Иоанном вдруг решили потрудиться.


После экскурсии отец Иоанн попросил мужчин передвинуть напиленные деревянные колоды, которые будут использованы как лавки для отдыха паломников

«А вы знаете, кем был отец Иоанн в мирской жизни?» – часто спрашивают у монахов любопытные туристы и паломники. Посторонним об этом знать незачем. Но братии ответ известен. Майором Комитета государственной безопасности вышел в отставку Иван Кузнецов (таково мирское имя отца Иоанна). На пенсии решил подрабатывать, стал ездить с реставраторами восстанавливать храмы. Однажды, работая на лесах, вынужден был принять на руки сорвавшийся с веревки колокол, который поднимали наверх. Тонкая деревянная доска под ногами по всем законам физики неминуемо должна была под ним разлететься, а он – разбиться. Тогда-то впервые он вспомнил имя Господа и…

Доска прогнулась, но выдержала... Это все равно что на нитке пудовую гирю поднять. С того момента бывший майор госбезопасности ушел трудником в самый близкий к его дому монастырь. Много обителей он сменил, пока не было наложено на него послушание епископом Пензенским и Кузнецким быть проводником в заброшенном подземном монастыре.

«Черные копатели»

Эти люди под самыми разными предлогами проникают в подземный монастырь, разрушают старинную кладку стен, роют норы, чтобы проникнуть на самый нижний ярус и добыть нефритовые статуэтки с берегов легендарного озера. Но главное, что рассчитывают найти здесь «черные копатели», – это исчезнувший из Троице-Сканова монастыря золотой иконостас. Один из них даже специально устроился сюда в числе рабочих, нанятых для восстановления подземного монастыря. Хотел получше ознакомиться с лабиринтом. Когда работы перестали финансировать, то он стал торговать у входа в монастырь сувенирами и свечами. Местному населению и братии этот «черный копатель» по прозвищу Кореец известен как скупщик антиквариата. А еще его называют «лицом неопределенного возраста». Есть у него такая особенность. После посещения лабиринта его лицо покрывается сетью морщин, появляется сутулость, что выдает его солидный возраст. А до спуска под землю он выглядит весьма моложаво и подтянуто. «Господь видит, кто с чем идет», – объясняет эту метаморфозу отец Иоанн.


Корейца отец Иоанн не жалует, свечек у него старается не покупать и предпочитает отмахать 10 километров и принести свечей от сестер из женского Троице-Сканова монастыря. Но когда паломников много и свечей на всех не хватает, приходится отцу Иоанну бежать к Корейцу с деньгами. Почему-то эти купленные свечи слипаются между собою и быстро гаснут даже от дыхания. Заметил отец Иоанн это, когда однажды во время экскурсии свечи разом потухли и ни у кого не нашлось спички или зажигалки. Долго он плутал по лабиринту, рассказывая паломникам все, что знал о подземном монастыре, а сам лихорадочно искал выход. Запомнил он ту экскурсию надолго. Только молитва помогла ему найти выход, а паломники так и не догадались, что их проводник заплутал. «Я так думаю, что 600 лет молитвы сильнее против 70 лет бесовства», – сказал о том случае отец Иоанн. А чтобы свечей у Корейца больше не покупать, предложил братии завести пасеку. Она уже обустроена, так что скоро у монастыря и свечи будут свои.

Вся братия знает о том, что отец Иоанн страстно желает быть первым упокоенным в стенах подземного монастыря. Хочет он повторитьe путь старцев-отшельников, от которых сегодня не осталось даже имени. «Для меня, великого грешника, это было бы самым большим счастьем», – говорит отец Иоанн. Правда, и в этом ему попытались помешать.

Некий монах, пришедший прошлой зимой в монастырь, заявил о желании уподобиться пещерным старцам. Показал он себя монахом строгой жизни, даже других стал учить. Просьбу его удовлетворили. Взял монах с собою в каменную келью одеяло и деревянный чурбак, чтобы не сидеть на каменном ложе. А братия стала ждать, чем все кончится. Только отец Иоанн улыбался в бороду.

Ночью монахов разбудил стук в окно. Не получилось из претендента пещерного старца. «Бесы одолели!» – стуча зубами от холода и страха, рассказывал он о трех часах, проведенных ночью в пещере. Братия справедливо решила, что не готов человек к такому духовному подвигу: жить в подземном монастыре. Слишком трудное, даже невыносимое дело самого себя навеки замуровать в земляной тверди и при этом молиться за свой народ, за свою страну.

Паломники и туристы часто спрашивают отца Иоанна о происхождении в каменной келье деревянного чурбана, который бросил здесь тот монах, сбежавший в первую же ночь от трудностей взятого на себя испытания. Но кажется, ни разу проводник не рассказал эту историю, которая прозвучала бы забавой или анекдотом для туристов. Отец Иоанн знает как никто другой, какого великого подвига требует от человека уединенная молитва внутри подземного монастыря, какие искушения и страхи одолевают его. Поэтому отец Иоанн стремится увести гостей подальше от этой кельи с чурбаном.

«Следуйте за мной!» – командует отец Иоанн туристам и заводит разговор о белках и куницах, которые живут в пещерах и могут прошмыгнуть под ногами или над головой.

…Он бредет темными ходами подземного монастыря со свечой в руке. За его рясу хватаются испуганные туристки и слабонервные паломники. Все они пришли сюда, чтобы посмотреть, как жили, молились и умирали монахи под этими молчаливыми мрачными сводами. Кто-то из туристов пищит, кто-то крестится, кто-то прижимается к стене от страха. Отец Иоанн продолжает вести людей по подземному лабиринту. Мимо пустых каменных келий и ниш. Вдоль стен, в которых замурованы забытые миром старцы-отшельники, молившиеся за Русскую землю.

Окажется ли когда-нибудь на их месте отец Иоанн? Или другой отшельник найдет в себе силы для этого подвига? Кто даст ответ?

Отец Иоанн выше поднимает свою свечу и делает следующий шаг. Он продолжает нести свое послушание.

Автор: Евгений Резепов, фото Андрея Семашкo

Фонд Русский мир

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе