Преображение Господне

История, значение и традиции одного из главных церковных летних праздников
19 августа Православная церковь празднует Преображение — двунадесятый праздник, во время которого вспоминают, как Христос предстал перед учениками в ореоле ослепительного света, показав тем самым свою Божественную природу.

Смыслы

В один из дней Христос взял с собой для молитвы трех верных учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Они поднялись на гору, где ученики, утомленные, заснули, а когда пробудились, то увидели, что Христос «преобразился пред ними»: просияло лицо его, как солнце, и одежды сделались белыми, как свет.

К нему явились пророки Моисей и Илия и беседовали с ним о последних днях его жизни и его исходе в Иерусалим. Явилось также облако, и был из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Когда ученики сходили с горы после видения, Христос велел им молчать о произошедшем до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Что значило преображение Христа? «Господь возвел Апостолов на гору для того, чтобы открыть им: кто Он и чей Сын», — говорил в одной из бесед святой Ефрем Сирин. Преображением Христос явил ученикам свою Божественную природу в той мере, в какой они могли ее воспринять. Господь посетил нас своим светом, чтобы и мы сами сделались будто пронизаны им, чтобы изменилась наша жизнь и смыслом ее стало приближение к идеалу Христа, поясняют Святые Отцы.

Фразу «Его слушайте», изреченную гласом из облака, святитель Феофан Затворник, например, трактует так: «Отец Небесный говорил как бы: хотите достичь этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то, несомненно, вступите в область света… Вас преисполнит свет отрады, свет ведения; все печали пройдут мимо, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются».

Пророки Моисей и Илия, явившиеся в момент преображения, должны были засвидетельствовать его Божественное происхождение. Незадолго до преображения Христос стал открывать ученикам, что впереди его ждут страдания, смерть и воскресение. Ученикам было сложно принять это. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Моисей и Илия были призваны «утешить умы как Петра, так и прочих учеников», боявшихся предстоящих страданий Спасителя.

Традиция

В Православной церкви праздник Преображения относят к числу двунадесятых великих праздников — двенадцати важнейших после Пасхи.

Первые сведения о праздновании относят к началу IV века, когда императрица Елена (мать Константина Великого, отменившего гонения на христиан в Римской империи) построила первый храм в честь Преображения. Упоминания об этом эпизоде есть в поучениях Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста, живших в IV веке.

Преображение имело место в феврале, когда совсем немного времени оставалось до крестных страданий Христа. Тем не менее церковь празднует Преображение в августе. Это связано с тем, что празднование в феврале пришлось бы на дни Четыредесятницы — «на дни великопостные, покаянные», тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век, пишет протоиерей Григорий Дьяченко: «Праздник Преображения установлен 19 августа, потому что 27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание Страстей Христовых. А так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то Святые Отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 19 августа».

У славян день Преображения называют еще Яблочным Спасом: в этот день было принято освящать яблоки нового урожая — подобно тому, как в древней Церкви по уставу в этот день освящали виноград.

Ученые спорят о том, где именно произошло Преображение. Долгое время считалось, что событие имело место на горе Фавор в девяти километрах к юго-востоку от города Назарет (территория Государства Израиль). Поэтому свет, исходивший от Христа, называют «фаворским». Однако часть богословов полагает местом Преображения одну из возвышенностей горного массива Ермон (или Хермон) — это было уединенное место (в отличие от Фавора, где, как выяснилось, во времена Христа стояла римская крепость). Кроме того, оно находилось по пути следования Христа, который описан в Евангелиях, в то время как гора Фавор была в другой стороне, пишет богослов XX века епископ Кассиан (Безобразов).

Свет

Преображение Христа послужило причиной для большого богословского спора. Он случился в XIV веке в Византии, и в нем противостояли друг другу две группы богословов, одну из которых возглавлял афонский монах Григорий Палама (прославлен в лике святых), а другую — философ Никифор Григора и монах Варлаам Калабрийский.

Поводом для спора стало учение исихастов — монахов, которые утверждали, что путем особых молитвенных практик (так называемая умная молитва) они способны наблюдать фаворский свет. Варлаам назвал учение еретическим, а Григорий Палама выступил в защиту исихастов и победил. В 1351 году постулаты святителя Григория утвердили на Поместном православном соборе в Константинополе.

О видении чудесного света писал и наш современник монах Паисий Святогорец, канонизированный в январе 2015 года: «Как-то раз вечером стал я творить молитву. И чем дольше я ее повторял, тем дальше уходила усталость, и я ощущал легкость — чувствовал в душе такую радость, что не хотел спать, все время читал молитву. Около одиннадцати часов ночи внезапно келью мою наполнил какой-то сладостный, небесный свет. Он был очень сильным, но не слепил. Пока я был в этом состоянии, в этом Божественном свете, я находился в другом мире, духовном. Я ощущал невыразимую радость, и тело было легким; тяжесть тела исчезла. Я ощущал благодать Божию, божественное просвещение. Священные понятия проходили быстро в уме, как вопрос-ответ. У меня не было каких-то проблем и вопросов, но я спрашивал и одновременно получал ответы. Ответы были в человеческих словах, но в них было и богословие, так как это были священные слова.

Это продолжалось всю ночь, до девяти утра. Когда свет тот исчез, все мне стало казаться темным. Я вышел на улицу, и как будто была ночь. "Который час? Еще не рассвело?" — спросил я монаха, который проходил мимо. Тот посмотрел на меня и с недоумением переспросил: "Что ты сказал, отец Паисий?" — "Что сказал?" — спросил я сам себя и вернулся в келью. Посмотрел на часы и тут понял, что произошло. Было девять часов утра, солнце стояло высоко, а мне день казался ночью! Мне казалось, что солнце едва светило, словно наступило затмение. Я чувствовал себя, как человек, который вдруг после яркого света попал в темноту — такая большая была разница!

Когда кончилось это божественное состояние, я вернулся в свое обычное, человеческое и стал делать то, что делал всегда. Немного занялся рукоделием, по четкам прочитал часы, после девятого часа размочил немного сухарей, чтобы поесть, но чувствовал себя, словно животное, которое то чешется, то жует траву, то глазеет бестолково туда-сюда, и говорил сам себе: "Смотри, чем я занимаюсь! И так много лет?" На какие бестолковые вещи мы тратим время и что теряем! Поэтому, когда я вижу мелочность, дрязги, малодушие, сильно расстраиваюсь».
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе