Зачем ей отделяться от матери-церкви, если обе они органично входят в единый «русский мир»?
Однако осуществить эту цель весьма непросто даже такому опытному церковному политику, как патриарх Кирилл. Православие на Украине раздроблено: кроме церкви Московского патриархата (УПЦ МП) имеются еще две — Киевского патриархата (УПЦ КП) и афтокефальная (УАПЦ), однако две последние не признаны мировым православием. Пару лет назад их руководство решилось на смелую интригу — попробовать поладить с УПЦ МП, минуя Москву и опираясь на помощь константинопольского патриарха Варфоломея. Мол, при его опытном посредничестве все три церкви, объединившись, обретут автокефальный статус. Этот проект не был таким утопическим, как кажется на первый взгляд. Отношения с константинопольским патриархом у РПЦ были довольно напряженными, а в УПЦ МП были свои сторонники автокефалии, которым частичная самостоятельность, дарованная в 1990 году Москвой, казалась недостаточной. Удачно складывалась и политическая конъюнктура.
Президент Ющенко мечтал о независимой украинской церкви, полагая, что ее создание окончательно легитимирует независимость государственную.
Патриарх Кирилл энергично взялся за дело. Прежде всего он стал налаживать отношения с Варфоломеем. После обмена визитами стало ясно, что у двух предстоятелей есть общие задачи, решение которых может привести к сближению. Главная — созыв Всеправославного собора. Этот процесс был инициирован еще в шестидесятые годы константинопольским патриархом Афинагором и подхвачен духовным наставником нынешнего главы РПЦ — митрополитом Никодимом. Затем на долгие годы прервался и теперь возобновился вновь.
Именно оживление этого процесса и толкает Кирилла и Варфоломея к поискам общего языка по многим проблемам. Включая и украинскую. Недаром, посетив весной Москву, константинопольский патриарх посоветовал непризнанным украинским церквам вернуться в лоно канонической церкви, то есть в Московский патриархат.
Изменилась и украинская политическая обстановка.
На смену Ющенко пришел новый президент Янукович, который является верным чадом УПЦ МП и не мечтает о создании украинской автокефалии. У него и других забот хватает.
Все эти перемены и определили особенности нового визита патриарха Кирилла на Украину. Стратегическая цель осталась прежней — удержать украинское православие в пространстве «русского мира», но появились новые тактические нюансы.
Патриарх и его окружение прекрасно понимают, что пока во главе УПЦ КП стоит патриарх Филарет, отлученный архиерейским собором РПЦ, рассчитывать на ее возвращение в московское лоно не приходится. Вряд ли кто-нибудь всерьез верит, что амбициозный Филарет, который до сих пор похваляется тем, что именно он сумел в 1990 году добиться для УПЦ МП частичной независимости, согласится вернуться в церковь в качестве простого монаха. Поэтому призывы к Михаилу Антоновичу Денисенко (светское имя киевского патриарха) одуматься и облегчить душу носят сугубо риторический характер. Ясно, что в РПЦ решили: в отношениях с Киевским патриархатом надо взять паузу. Все мы не вечны, не вечен и его 81-летний глава. А без Филарета шанс договориться есть.
Поэтому в ходе нынешнего патриаршего визита раздавались лишь молитвенные увещевания, адресованные заблудшим, но попытки практически повлиять на ситуацию не предпринимались. Потому что первостепенной задачей являлось вовсе не это.
Дело в том, что сторонники автокефалии до сих пор имеются и в рядах УПЦ МП. Основной упор был сделан именно на эту проблему. Что и определило географию визита. Он начался с Одесской и Днепропетровской епархий, главы которых к автокефалии относятся негативно. То, что патриарх уделил им столько внимания, должно укрепить их позицию. Вы с нами, и мы не дадим вас в обиду. Ясно, кого поддержит руководство РПЦ, когда надо будет искать преемников нынешнему главе УПЦ МП митрополиту Владимиру.
Другая, не менее важная задача заключалась в том, чтобы продемонстрировать доверительные и близкие отношения, существующие между нынешним президентом Украины и патриархом Кириллом. Сторонникам автокефалии в рядах УПЦ МП было наглядно показано, что мечтать о чрезмерной самостоятельности им вовсе ни к чему. Симпатии нынешнего руководства страны и так на стороне их церкви. Недаром патриарх получил разрешение Януковича совершить молебен в храме святой Софии вместе с митрополитом Владимиром, который не имел такой возможности в течение 18 лет.
Аналогичный мессидж, хотя и с обратным знаком, был послан и сторонникам непризнанных церквей.
В обращении к ним Синода РПЦ, прошедшего в Киеве под занавес патриаршей поездки, было сказано, что внешние обстоятельства раскола уходят в прошлое и больше не мешают тем, кто склоняется к покаянию. Проще говоря, власти Украины теперь с нами и раскол вам ни к чему.
Патриарху Кириллу удалось выполнить те тактические задачи, которые он выдвинул в ходе визита. Вот только не слишком ли большая ставка сделана была на расположение руководства страны? Для нынешних украинских лидеров вопрос о независимой церкви отошел на второй план. Где гарантия, что он снова не выйдет на первый при смене власти? Политическая жизнь Украины не отличается стабильностью. Но главное — остаются вопросы к стратегической цели. Долго ли получится удерживать от обретения автокефалии сильную церковь большой и независимой страны? История православия свидетельствует, скорее, об обратном.
Борис Фаликов
Газета.RU