Лишняя независимость

Патриарх Кирилл вновь попытался доказать, что Украина не нуждается в отдельной церкви.

Поездки патриарха Кирилла на Украину становятся регулярными. Как и в прошлом году, его визит включал празднование крещения Руси, что было призвано вновь подчеркнуть идею «русского мира». Эту идею патриарх последовательно развивает, говоря об отношениях между двумя странами. То, что они вышли из одной крещальной купели, объединяет их духовно и культурно, но вовсе не мешает независимому государственному существованию. Такая постановка вопроса позволяет патриарху «откреститься» от обвинений в том, что он проводит на Украине пророссийскую политику, и в то же время помогает заниматься политикой церковной. 


Цель ее — сохранить Украинскую православную церковь Московского патриархата в структуре этого патриархата, то есть не дать ей полную самостоятельность — автокефалию.

Зачем ей отделяться от матери-церкви, если обе они органично входят в единый «русский мир»?

Однако осуществить эту цель весьма непросто даже такому опытному церковному политику, как патриарх Кирилл. Православие на Украине раздроблено: кроме церкви Московского патриархата (УПЦ МП) имеются еще две — Киевского патриархата (УПЦ КП) и афтокефальная (УАПЦ), однако две последние не признаны мировым православием. Пару лет назад их руководство решилось на смелую интригу — попробовать поладить с УПЦ МП, минуя Москву и опираясь на помощь константинопольского патриарха Варфоломея. Мол, при его опытном посредничестве все три церкви, объединившись, обретут автокефальный статус. Этот проект не был таким утопическим, как кажется на первый взгляд. Отношения с константинопольским патриархом у РПЦ были довольно напряженными, а в УПЦ МП были свои сторонники автокефалии, которым частичная самостоятельность, дарованная в 1990 году Москвой, казалась недостаточной. Удачно складывалась и политическая конъюнктура.

Президент Ющенко мечтал о независимой украинской церкви, полагая, что ее создание окончательно легитимирует независимость государственную.

Патриарх Кирилл энергично взялся за дело. Прежде всего он стал налаживать отношения с Варфоломеем. После обмена визитами стало ясно, что у двух предстоятелей есть общие задачи, решение которых может привести к сближению. Главная — созыв Всеправославного собора. Этот процесс был инициирован еще в шестидесятые годы константинопольским патриархом Афинагором и подхвачен духовным наставником нынешнего главы РПЦ — митрополитом Никодимом. Затем на долгие годы прервался и теперь возобновился вновь.

Именно оживление этого процесса и толкает Кирилла и Варфоломея к поискам общего языка по многим проблемам. Включая и украинскую. Недаром, посетив весной Москву, константинопольский патриарх посоветовал непризнанным украинским церквам вернуться в лоно канонической церкви, то есть в Московский патриархат.

Изменилась и украинская политическая обстановка.

На смену Ющенко пришел новый президент Янукович, который является верным чадом УПЦ МП и не мечтает о создании украинской автокефалии. У него и других забот хватает.

Все эти перемены и определили особенности нового визита патриарха Кирилла на Украину. Стратегическая цель осталась прежней — удержать украинское православие в пространстве «русского мира», но появились новые тактические нюансы.

Патриарх и его окружение прекрасно понимают, что пока во главе УПЦ КП стоит патриарх Филарет, отлученный архиерейским собором РПЦ, рассчитывать на ее возвращение в московское лоно не приходится. Вряд ли кто-нибудь всерьез верит, что амбициозный Филарет, который до сих пор похваляется тем, что именно он сумел в 1990 году добиться для УПЦ МП частичной независимости, согласится вернуться в церковь в качестве простого монаха. Поэтому призывы к Михаилу Антоновичу Денисенко (светское имя киевского патриарха) одуматься и облегчить душу носят сугубо риторический характер. Ясно, что в РПЦ решили: в отношениях с Киевским патриархатом надо взять паузу. Все мы не вечны, не вечен и его 81-летний глава. А без Филарета шанс договориться есть.

Поэтому в ходе нынешнего патриаршего визита раздавались лишь молитвенные увещевания, адресованные заблудшим, но попытки практически повлиять на ситуацию не предпринимались. Потому что первостепенной задачей являлось вовсе не это.

Дело в том, что сторонники автокефалии до сих пор имеются и в рядах УПЦ МП. Основной упор был сделан именно на эту проблему. Что и определило географию визита. Он начался с Одесской и Днепропетровской епархий, главы которых к автокефалии относятся негативно. То, что патриарх уделил им столько внимания, должно укрепить их позицию. Вы с нами, и мы не дадим вас в обиду. Ясно, кого поддержит руководство РПЦ, когда надо будет искать преемников нынешнему главе УПЦ МП митрополиту Владимиру.

Другая, не менее важная задача заключалась в том, чтобы продемонстрировать доверительные и близкие отношения, существующие между нынешним президентом Украины и патриархом Кириллом. Сторонникам автокефалии в рядах УПЦ МП было наглядно показано, что мечтать о чрезмерной самостоятельности им вовсе ни к чему. Симпатии нынешнего руководства страны и так на стороне их церкви. Недаром патриарх получил разрешение Януковича совершить молебен в храме святой Софии вместе с митрополитом Владимиром, который не имел такой возможности в течение 18 лет.

Аналогичный мессидж, хотя и с обратным знаком, был послан и сторонникам непризнанных церквей.

В обращении к ним Синода РПЦ, прошедшего в Киеве под занавес патриаршей поездки, было сказано, что внешние обстоятельства раскола уходят в прошлое и больше не мешают тем, кто склоняется к покаянию. Проще говоря, власти Украины теперь с нами и раскол вам ни к чему.

Патриарху Кириллу удалось выполнить те тактические задачи, которые он выдвинул в ходе визита. Вот только не слишком ли большая ставка сделана была на расположение руководства страны? Для нынешних украинских лидеров вопрос о независимой церкви отошел на второй план. Где гарантия, что он снова не выйдет на первый при смене власти? Политическая жизнь Украины не отличается стабильностью. Но главное — остаются вопросы к стратегической цели. Долго ли получится удерживать от обретения автокефалии сильную церковь большой и независимой страны? История православия свидетельствует, скорее, об обратном.

Борис Фаликов

Газета.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе