Традиционная религия, постулирующая своей основой связь человека и сверхчеловеческого, постоянно привлекает к себе внимание ученых. В попытке рационализировать эту связь, они находят все более точные определения, выявляют общие черты и функции, приводят чудеса к общенаучному объяснению и выявляют то социальные, то психологические корни объектов религиозного мира.
Если вера ещё может быть сведена к объяснению «ибо абсурдно», то религия оказывается слишком системной и чересчур насыщенной связями с объективным и твердым миром социальных институтов. И её объяснения в какой-то момент уже описывают не сами религии, а то место, которое они занимают в жизни общества или сознании человека. Получается, что сама религия – это очень удобный миф, который выражает и сам себя, и мировоззренческие установки, национальную ментальность, а заодно – политические и культурные парадигмы. Правда, по другой версии, религия из них же и возникает.