Святые для чекистов

В кабинете каждого чекиста должны быть поставлены иконы двух русских святых—небесных покровителей ФСБ. С такой инициативой на Лубянке выступил «Союз православных граждан» (СПГ) 

Следуя примеру католических братьев, иерархи РПЦ МП стали в последние годы назначать государственным учреждениям небесных покровителей. Ракетным войскам стратегического назначения назначили св. Варвару, Минздраву—св. Пантелеимона, пенитенциарной системе—св. Анастасию, ВДВ—пророка Илию. Лишь главное учреждение современной России остается без небесного заступления. 

Если высшее духовенство относится к ФСБ и подвигу чекиста с искренним уважением, все-таки не одно десятилетие совместной работы за плечами, то среди духовенства низшего и мирян отношение к спецслужбе  самое разнообразное. Распространено опасное убеждение, будто чекисты не имеют своего небесного покровителя потому, что на их совести миллионы жизней русских людей, в том числе канонизированных Церковью новомучеников. Чтобы положить конец измышлениям, «Союз православных граждан»  предлагает чекистам сразу двух небесных покровителей—благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского, канонизированного РПЦЗ.

Ну, с Александром Невским все более или менее понятно. Воевал с западной нечистью, с оружием в руках отражал католическую экспансию в Россию, дружил с ханом Золотой Орды, на смертном одре принял постриг в схиму. Ему приписывают афоризм «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», хотя в официальном житии святого такой фразы нет. Несмотря на это, «православные граждане» предлагают сделать ее девизом ФСБ.

Более сюрреалистично выглядит идея назначить покровителем чекистов белоэмигрантского архиерея, страстно обличавшего преступления советской власти и ее лубянского ведомства. Мотивировка СПГ: дескать, св. Иоанн выступал против отрыва Украины от России, проповедовал православие на Западе.

Не лишне вспомнить, что думал о советской власти сам святитель Иоанн. Он назвал революцию 1917 года «исторической границей, отделяющей великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь. Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей, и весь народ находится в угнетении и постоянном страхе». Святой противопоставлял понятия «Россия» и «Советский Союз»: «Теперь весь мир может видеть, как связаны между собою царская власть, верная Богу, и Россия. Не стало царя—не стало России». Разорение России, озлобление и криминализацию ее народа святитель Иоанн объяснял так: «Преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю». А вот слова святителя, сказанные будто специально для современников: «Нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные их участники продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе… Русские люди продолжают участвовать в грехе».

…«Как у нас все переплелось»,—иронично заметил Владимир Путин на церемонии награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» протоиерея, служившего на Большой Коммунистической улице…

Александр СОЛДАТОВ

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе