«Нейротеология» изучает связь духовности со строением мозга

Новый научный институт открылся недавно при университете американского штата Пенсильвания – «Центр духовности и сознания». В центре изучается новая наука «нейротеология», которая призвана выявить связь между строением мозга человека, религией и духовностью.

«Есть ли нейрологическое основание у трансцендентного опыта молитвы?», «является ли нравственное поведение результатом эволюции человеческого мозга?» и «является ли Бог созданием или создателем человеческого мозга»?, -- на такие вопросы стремится ответить научный Центр, который возглавляет доктор Эндрю Ньюберг.

Ньюберг – практикующий медик, сотрудник университетской клиники. Он уделил много внимания исследованиям деятельности высшей нервной системы человека во время переживания им религиозного и мистического опыта. Ньюберг издал книгу «Почему Бог не уходит: наука о мозге и физиология веры», которая подвела итог его работе – в течение долго времени он, при помощи современного нейрологического оборудования, наблюдал за состоянием нервной системы буддийских монахов во время медитации и монахинь-францисканок во время молитвы. В результате исследований профессор пришел к выводу, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением.

В другой своей книге «Почему мы верим в то, во что верим» Ньюберг доказывает, что мозг человека способен создать и поддерживать систему верований, которая выходит за рамки потребности в самосохранении. «Эти системы верований не только формируют нашу этику и мораль, они могут быть использованы, к примеру, чтобы исцелить наше тело или сознание, усилить интимные взаимоотношения, углубить духовную связь с другими людьми, -- рассказывает Ньюберг. – В тоже время они могут быть использованы, чтобы манипулировать и управлять нами, так как мы рождаемся с биологической склонностью навязывать свои системы верований окружающим».

Ньюберг убежден, что научное познание феномена веры приведет к лучшему взаимопониманию между людьми и поможет человеку уважать тех, кто придерживается верований и убеждений, отличных от его собственных.

«Я надеюсь, что нам удастся добиться лучшего понимания тяжелых социальных проблем, а также помочь людям, кем бы они ни были – христианам, иудеям, мусульманам, индуистам или буддистам – относиться друг к другу с состраданием».

 

Оригинал статьи находится на сайте Благовест

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе