– Но у атеистов другой взгляд, они утверждают, что происходит сращивание церкви и государства, и хотят воспрепятствовать этому процессу...
– Тезис о сращивании является не правовым, а оценочным – это их мнение. И у них есть право так считать. Но если бы мы с ними встретились не в суде, а на какой-нибудь научной конференции, то я попросил бы вначале определиться с терминами. Первое: что такое "сращивание церкви с государством"? И я думаю, что если мы изначально четко определимся с понятиями и скажем, какие признаки делают светское государство светским, а потом посмотрим на реальную жизнь в России, то никаких оснований говорить о сращивании не найдется. Нет основания считать, что церковь участвует в назначении или отстранении чиновников или влияет на работу Госдумы и так далее. И тем более нет повода говорить, что в нашей стране люди поощряются или наказуются за то или иное отношение к религии. В европейских странах, будь то Германия, Швейцария, Англия, Греция, гораздо более тесное взаимодействие между традиционными церквами и государственной властью. И в законодательстве многих европейских стран есть понятия "государственная религия" и "традиционная религия". При этом надо помнить, что словосочетание "государственная религия" ни в одном из этих случаев сегодня не значит "обязательная для всех религия". Но любое демократическое государство должно уважать интересы большинства своего населения.
– К вопросу о большинстве. По мнению атеистов, треть страны сегодня остается неверующей. Именно неверующей, я не говорю о принадлежности к той или иной конфессии. Вы согласны с такой оценкой?
– Не согласен. Я уже говорил, что атеистов в России почти не осталось. Атеиста сегодня надо заносить в Красную книгу как существо, достойное заботы и охраны. Да, можно сказать, что 70 процентов населения причисляют себя на культурном уровне к православным, 20 процентов отождествляют себя с исламом. Но в реальности есть самая массовая религия современности – оккультизм. 1/1 если поговорить с человеком, утверждающим, что он не православный и не мусульманин, что в Бога он не верит, то выяснится – в большинстве случаев какие-то верования и даже религиозная практика в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая бытовая низовая магическая религиозность является вездесущей. И поэтому людей, которые прожили бы свою жизнь не только без оглядки на Библию или Коран, но и без учета популярных магических телепередач и советов, в том числе астрологических, чрезвычайно мало.
– Но многим не нравится, что первое лицо государства стоит со свечкой в храме по большим праздникам...
– Президент как частное лицо имеет право – как и любой гражданин России -исповедовать те или иные мировоззренческие принципы, в том числе и религиозные. Вопрос другой: можно ли сказать, что он из частной жизни переносит эти принципы в жизнь как президент? Напомню, как, например, проходила вторая инаугурация президента Путина. Не было никакой специальной религиозной темы, но когда официальная церемония кончилась, президент прошел в собор, патриарх встретил его и отслужил молебен. Уже за рамками официальной инаугурации человек в этот важный день пошел и частным образом помолился. Это было сделано тактично. Естественно, можно сказать, что Путин уделяет больше внимания проблемам православной, мусульманской или иудейской общин России, нежели новоявленному клубу воинствующих атеистов. Что неудивительно, ведь деятельность этого клуба носит разрушительный характер, а его участники могут только критиковать чужие святыни, не будучи способными создать хоть что-то свое.
– Но у них есть пример: в штате Калифорния были признаны неконституционными слова "перед Богом" в клятве верности флагу...
– Это внутреннее дело США. Россия как суверенное государство не обязано учитывать в своей практике, в том числе судебной, решение региональных судов Америки. Я же с нетерпением жду, когда они уберут со своих долларов надпись: "В Бога мы веруем". Вот если это будет сделано, тогда действительно серьезно можно говорить о том, что США не на словах, а на деле идут путем, указанным господином Никоновым.
– И все-таки, необходимо ли упоминать Бога в гимне?
– Естественно, мы не считаем это необходимым, у нас церковь не настолько срослась с государством, чтобы диктовать, что именно мы считаем необходимым упоминать в гимне страны. Но такое упоминание нас радует, это было для нас приятной неожиданностью.
Константин Волков, Итоги