Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

Бомба под сценой.
Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс.
ФОТО: VESTI.RU


Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»). По словам Медведева, государству следует поддерживать «более востребованные театры», а в ряде случаев «идти на объединение отдельных коллективов».

Как все же обстоит дело с числом театров в регионах? Соответствует ли их количество потребностям зрителей? К чему приводят «объединения» коллективов? С этими вопросами «Театрал» обратился к экспертам.



Дмитрий Родионов,
директор Государственного Центрального театрального музея им. Бахрушина:

– Прозвучавшая мысль не нова: в последние годы ее периодически озвучивают представители управленческих структур в сфере культуры. Грустно было услышать ее вновь. На мой взгляд, за ней стоит превратно понятая политика оптимизации и повышения эффективности учреждений культуры. Между тем, на последней встрече с деятелями театра в Ярославле президент подчеркнул, что оптимизацию не следует трактовать с количественной точки зрения – она заключается не в том, чтобы бездумно сливать и объединять коллективы.

Число театров в нашей стране необходимо не сокращать, а напротив, увеличивать. В этом смысле неплохо было бы вспомнить опыт Советского Союза, когда для областных и районных центов, столиц республик были установлены отдельные нормативы по числу театров. Сейчас нам нужно приблизиться хотя бы к этим стандартам.

Что касается поддержки «наиболее востребованных», то здесь возникает вопрос, что понимать под востребованностью. Сегодня тот или иной театр мало востребован, а завтра ситуация изменится. Каждый театр, включая ведущие коллективы страны, переживает циклы развития – периоды подъема и периоды застоя. Это нормальный творческий процесс. Он зависит не от экономики, а исключительно от творческой составляющей – личности режиссера, репертуарной политики.
 
Потом, некоторые театры просто не могут стать более востребованными, потому что работают в маленьких провинциальных городках с невысокой численностью населения и имеют предельные возможности заполняемости зала. Делать из них фабрику по потогонному производству спектаклей странно. Наоборот, такие театры следует особенно поддерживать, выделяя средства на гастроли, новые постановки, участие в фестивалях. Чтобы единое культурное пространство, о котором мы мечтаем, все-таки активно формировалось с помощью государства.



Олег Лоевский,
театральный критик, замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа:

– Ваш звонок застал меня в поселке Мотыгино Красноярского края. Численность населения здесь составляет 4 тыс. человек, чтобы попасть сюда зимой, нужно, чтобы три реки сковал лед. Но здесь есть свой театр. В субботу не играют – банный день. Зато в другие дни из этих четырех тысяч зрителей очень многие с удовольствием приходят на спектакли.

Наверное, если мерить этот театр критериями экономической «эффективности», то он вообще не должен существовать, потому что в силу объективных причин зарабатывает очень небольшие деньги. Но для местных зрителей это отдушина, встреча с чем-то живым и неведомым. К счастью, местные власти этот театр поддержали. А могли сказать что-нибудь про «эффективность» и «объединение».


Объединение – этап, через который мы проходили уже раз восемь. В конце концов, все-таки поняли, что объединить два коллектива – значит, погубить сразу оба. Что ж, поскольку мы любим наступать на одни и те же грабли, почему бы не сделать это снова? 


Вообще, если бы была возможность, я бы задал премьер-министру несколько вопросов. Во-первых, из чего он исходит, говоря, что в России слишком много театров? Во-вторых, какой театр он считает востребованным? В-третьих, понимает ли премьер-министр, как устроено взаимодействие театра и зрителя? Пускай он откроет общественности тайну, на основе какой информации он сделал свои выводы. В конечном счете все это просто вопрос компетенции…



Павел Руднев,
театральный критик:

– Этот клич может вылиться в закрытие театров в регионах, и особенно муниципальных театров в малых городах России. Местные чиновники и без Медведева постоянно пытаются сбросить такие театры с баланса и отдать их места под ТЦ. А между тем, зачастую эти театры – единственный очаг культуры или яркое пятно в скудной городской архитектуре.

Все без исключения случаи объединения театральных структур доказали свою несостоятельность, уже не говоря о том, что спровоцировали массу театральных конфликтов.

Говоря о востребованности, мы всякий раз будем упираться в вопросы, кто судьи и каковы критерии оценки эффективности, как измерить пользу того или иного театра. А об этом никто никогда не договорится.

И еще мне кажется, если уж вести разговор о сокращении количества гостеатров, то начинаться он должен с принятия хорошего закона, благодаря которому станет возможно сносное существование частных театров (кое-кто, например, южно-российские города, в этом смысле преуспел, но в большинстве регионов это остается сложностью).

На самом деле, в российском театре огромное количество проблем, требующих моментального вмешательства: актерские ставки в некоторых театрах провинции составляют 8-12 тысяч рублей; в региональных вузах практически отсутствуют режиссерские школы (они сосредоточены, в основном, в столицах, как и возможности образования для театральных техников и завпостов). Среди глобальных проблем и нищета любительских театров в глубинке, и абсолютное невнимание к национальным театрам, и постоянное сужение пространства для театральной прессы… Список можно продолжать очень долго. И все это не замечается и не решается десятилетиями. Власти категорически не слышат театральных людей и вместо того, чтобы прислушаться, придумывают искусственные проблемы.

Автор
АННА ТИМИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе