ЯРСТАРОСТИ: «Расстрелянный Ярославль» и «Жестокий романс» – история одного парохода

Информационное Агентство ЯРНОВОСТИ возобновляет полюбившуюся читателям историческую рубрику «ЯРСТАРОСТИ». 

Поводом для этого стал проект, в котором наша редакция принимает самое активное участие: в конце сентября выйдет в свет новое издание книги Евгения Соловьева «Расстрелянный Ярославль» о событиях мятежа 1918 года. А пока мы будем знакомить вас с малоизвестными, а подчас и вовсе неизвестными подробностями тех трагических событий.

Что связывает восстание против большевиков в Ярославле в 1918 году и культовый фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс»? Пароход «Спартак» (он же «Добрыня Никитич», он же «Великая княжна Татьяна Николаевна»).

В России надо жить долго. Эта максима Корнея Чуковского относится не только к людям, но и к кораблям. Длинная и интересная жизнь была суждена колесному пароходу «Великая княжна Татьяна Николаевна». Построенный накануне Первой мировой войны, он пережил восстание против большевиков в Ярославле, два переименования, Великую Отечественную войну и даже съемки в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Более 75 лет пароход перевозил по Волге пассажиров и грузы, пока не был списан вчистую в «лихие» 90-е.


В 1914 году по заказу известнейшего в России пароходного общества «Самолет» на знаменитых сормовских верфях в Нижнем Новгороде  были построены два однотипных корабля – два брата, вернее, две сестры. В честь старших дочерей последнего русского императора они получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна».  Царские имена были даны кораблям не случайно – они по праву считались лучшими из грузопассажирских пароходов, что были спущены на воды Волги.

«Речные княжны» (так их стали называть) были предназначены для перевозки пассажиров на линии Нижний Новгород – Астрахань. Они отличались от существовавших в то время волжских судов большими размерами (91,4 м в длину), а также воистину царскими комфортными условиями и роскошным убранством внутренних помещений. При отделке кают, коридоров и залов sister ships использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны и даже специальные каюты для новобрачных.


В годы Первой мировой войны корабли так же возили грузы и пассажиров вверх и вниз по великой русской реке. Революция дала им новые имена: «Княжна Татьяна» стала «Добрыней Никитичем» (позже «Спартаком»), а «Княжна Ольга» – «Алешей Поповичем» (затем «Володарским»).

Июль 1918 года бывшая «Княжна Татьяна» встретила в речном порту Ярославля, охваченного восстанием против новой власти. Корабль попал под огонь: со стороны нынешнего Заволжского района по центру Ярославля, захваченному восставшими, палили пушки. Взрывались, горели и рушились дома и церкви древнего города.

На десятый день восстания, когда стало ясно, что красные победят, лидер восставших полковник Александр Петрович Перхуров решил прорваться через окружение по Волге и отправиться за подмогой. 17 июля Перхуров, с которым было около 50 офицеров и солдат, пытается захватить «Княжну Татьяну», которую уже переименовали в «Спартак».  Рядом со «Спартаком» в ярославском порту находился буксир «Батюшков».

Как вспоминала Хадиче Деже, дочь капитана «Батюшкова» Гюмяра Деже, оба корабля, увидев восставших, отчалили от берега. Перхуровцы начали стрелять из винтовок и пулемета. Буксир прикрыл своим бортом пассажирский корабль. Однако на «Спартаке» все же были убитые и раненые. Обратно к берегу корабли уже не пристали, а двинулись вниз по реке и на следующий день причалили в Костроме.

Полковник Перхуров все же сумел на другом пароходе прорваться из Ярославля на Толгу. Он пытался возобновить военные действия в Заволжье, в тылу красных войск. Когда это не удалось, он ушел в Кострому, оттуда в Казань, попал в армию Колчака, где был представлен к званию генерал-майора. Служил в колчаковской армии до ее разгрома. Потом работал на большевиков, однако был выявлен, доставлен в Ярославль, где в 1922 году осужден и расстрелян.


Пароход «Спартак» (бывшая «Княжна Татьяна») намного пережил своего неудавшегося захватчика. Долгие годы он перевозил людей по Волге. В 1950-х, после окончания строительства канала Волга-Дон, корабль иногда использовался на более длинных рейсах – из Москвы в Ростов-на-Дону.

Исследователи волжских судов приводят удивительный факт – двигатель «Спартака» ни разу капитально не ремонтировался. Этого не требовалось –  машина работала, как часы. Ремонтировались каюты, восстанавливалась внутренняя и внешняя отделка корабля.

Именно уникальный для 1980-ых годов вид и превосходное состояние «Спартака» привлекли к нему внимание Эльдара Рязанова. Для съемок фильма «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» режиссеру требовался корабль, которому в экранизации была отведена значительная роль. По сути, «Спартак» стал полноправным героем фильма – паратовской «Ласточкой».

Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Жестокий романс», с грустью и теплотой вспоминал пароход: «Потрясающее судно. Сплошное красное дерево в отделке, и бронза – она так блестела! После съёмок я подошёл к гендиректору картины и сказал: было бы здорово, если бы Мосфильм купил это чудо, оно бы участвовало в исторических картинах. Но у Мосфильма денег на это, конечно, не было».


В середине навигации в 1991-м году «Спартак» вместе со своим близнецом «Володарским» были сняты с эксплуатации «за выслугой лет». «Речные княжны» проработали рекордный срок, ведь большинство их ровесников ушли на покой еще в 1950-х годах.

Рассказывают, что один из них хотели превратить в плавучий музей, другой — продать в Англию для капитального ремонта. Но благие намерения, как это нередко водится, так намерениями и остались, а пароходы погибли.

С кораблей вывезли все ценное – дорогую обшивку кают, люстры, посуду. Несколько лет сестры простояли на ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона, у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали и распилили...

Так закончился почти столетний путь этих кораблей. Но остались кадры великого фильма, который воскрешает перед нашими глазами красивейшие суда, которые сравнительно недавно ходили по Волге.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе