ЯРСТАРОСТИ: Кошелек и жизнь – поговорим о доходах сотрудников полиции

Десятого ноября сотрудники органов внутренних дел отметят свой профессиональный праздник. 
Кроме того, в этом году российской полиции исполняется 300 лет. В преддверии этого знаменательного события мы публикуем историческую сравнительную справку о жизни правоохранителей 100 лет назад.

Из сегодняшнего материала вы узнаете, сколько получали, что могли купить сотрудники полиции в начале 20 века, и насколько это соответствует уровню доходов современных полицейских. 


Больше ста лет прошло с 1913 года, но мы все нет-нет, да и козырнем: мол, по состоянию на 1913 год Россия производила рекордное количество зерна на душу населения. Или цены – интересно же, сколько нужно было заработать, чтобы обеспечить себе полновесную потребительскую корзину 1913 года. До сих пор уровень нашей жизни можно сравнить с той, довоенной и дореволюционной. И сегодня материал будет посвящен, в основном, цифрам. Потому что именно в цифрах нагляднее всего отразить и уровень материального благосостояния, и результаты работы сотрудников полиции.

С начала 1860-х годов в России началась волна реформ. Именно она, как считают историки, и привела к экономическому чуду 1913 года. Крестьянская реформа, распад традиционных социальных отношений, увеличение миграции сельского населения в города вызвали значительные перемены в жизни страны, в том числе и в области полицейской работы.


Начала расти и преступность, пусть и не такими темпами, как в наши «лихие» 1990-е, но тем не менее. Достаточно показательны данные о динамике преступлений, дела о которых в 1880-90-е годы прошли через окружные суды. В Ярославской губернии тогда было два окружных суда – Ярославский и Рыбинский.

Итак, общее количество дел, прошедших через Ярославский окружной суд не быстро, но постоянно росло: с 901 дела в 1885 году до 943 дел – в 1889 году и до 1424 дел в 1894 году. Если посмотреть конкретные виды преступлений, то и по ним будет заметен рост. Дела об убийствах: 34 в 1885 году, 46 в 1889 и 78 в 1894; дела о разбоях и грабежах: 76 в 1885, 60 в 1889 и 94 в 1894 году; дела о кражах: 358 в 1885, 379 в 1889 и уже 537 в 1894 году. Примерно так же было и с делами, прошедшими через Рыбинский окружной суд.

Полиция должна была реагировать на изменение обстановки. При этом штатная численность полицейских органов была стабильно невелика.  Ярославской городское управление, например, в 1885 году состояло (без учета низших полицейских служителей) из полицмейстера, секретаря управления, трех полицейских приставов и восьми помощников приставов.

На рубеже веков штаты российской полиции увеличиваются. В Ярославле персонал городского полицейского управления возрастает до 30 человек. Появляется фабричная полиция, которая содержится за счет предпринимателей на Большой мануфактуре, Норской мануфактуре, других предприятиях. Город делится на четыре полицейских части. В уездах губернии численность полиции растет за счет введения по закону 1903 года дополнительных нижних чинов в конно-полицейскую стражу.


Сохранились сведения о штатном жалованье полицейских Ярославской губернии в 1910 году. Ярославский полицмейстер, им в это время был коллежский советник Н.В. Волков, имел годовое содержание в размере 2600 рублей. Его помощник, надворный советник Л.Н. Ширшин, – 1600 рублей,  рыбинский полицмейстер, коллежский асессор И.И. Кожеловский, – 2000 рублей.  Уездные исправники получали годовое жалованье в размере 2175 рублей, а их помощники – 1500 рублей.

Полицейский пристав городской полиции Ярославля, коллежский советник С.Ф. Шарыгин имел годовое жалованье в 840 рублей. Полицейский пристав городской полиции Ярославля, губернский секретарь Крылов получал годовое жалованье в размере 388 рублей с добавлением 388 рублей «столовых» и 300 рублей «канцелярских».

Околоточные надзиратели Миловидов и Столяров получали жалованья по 294 рублей с добавлением по 98 рублей «столовых» денег. Околоточный надзиратель В.В. Ширяев имел годовое жалованье в размере 400 рублей с добавлением 60 рублей «квартирных» денег. Городовой первой полицейской части Ярославля В.И.Удалов получал в год жалованья 300 рублей с добавлением 5 рублей «квартирных».

Размеры жалованья зависели от чина, занимаемой должности, выслуги лет и других обстоятельств, поэтому приведенные данные позволяют оценить только примерные границы вознаграждения за службу определенных полицейских чинов.

Доходы нынешних полицейских, как и их коллег век назад, зависят от должности, звания, надбавок за особые условия службы и за выслугу лет. Поэтому цифры, которые я сейчас приведу, достаточно условны и примерны. Тем не менее, они все же позволят составить представление о зарплатах современных российских стражей порядка (приведены те должности, которые соотносятся с дореволюционными, о доходах которых написано выше).

Итак, начальник областного Управления министерства внутренних дел зарабатывает в год около 2,2 миллионов рублей. Начальник отдела полиции в городе типа Рыбинска или Ростова – около 1,26 миллиона рублей, а руководитель небольшого районного отдела – 615 тысяч рублей. Начальник отдела уголовного розыска в областном управлении за год заработает около 750 тысяч рублей. Годовой доход участкового уполномоченного полиции составит около 500 тысяч рублей. Немногим больше (за счет некоторых надбавок) получит оперуполномоченный уголовного розыска. Полицейскому патрульно-постовой службы его работа принесет около 330 тысяч рублей.

Для полноты картины приведем сведения о годовых доходах представителей некоторых других профессий в начале 20 века. Рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, чернорабочие, грузчики зарабатывали от 90 до 180 рублей. Значительно больше зарабатывали рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга – от 300 до 420 рублей. А представители так называемой рабочей аристократии – квалифицированные токари, слесари, мастера, бригадиры – могли получать от 600 до 960 рублей в год.

Если говорить о жаловании служащих в дореволюционной России, то самые маленькие оклады были у младших чинов государственных служащих – 240 рублей в год. Жалование земских врачей было на уровне высококлассных рабочих – до 960 рублей в год, фельдшеры получали до 420 рублей, а доход заведующего больницей мог быть до 1500 рублей в год. Учителя старших классов в женских и мужских гимназиях получали от 960 до 1200 рублей в год. Ну и, наконец, депутаты Государственной Думы получали годовое жалование в размере 4200 рублей, губернаторы – около 12 тысяч рублей, а министры и высшие чиновники – до 18 тысяч рублей в год.


Теперь несколько слов о том, что же можно было купить  на эти деньги. Поверьте, немало. Приведу список цен на некоторые продукты. Конечно, тогда вешали в пудах и фунтах, но для удобства укажем здесь цены за вес в метрической системе.

Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки,

Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек,

Картофель свежий урожай 1 килограмм – 15 копеек,

Мука ржаная 1 килограмм – 6 копеек,

Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм – 24 копейки,

Макароны простые 1 килограмм – 20 копеек,

Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм – 60 копеек,

Конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля,

Кофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля,

Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля,

Соль поваренная 1 килограмм – 3 копейки,

Молоко свежее 1 литр – 14 копеек,

Творог 1 килограмм - 25 копеек,

Сыр «Российский» 1 килограмм – 70 копеек,

Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,

Масло подсолнечное 1 литр – 40 копеек,

Курица парная 1 килограмм – 80 копеек,

Яйцо отборное десяток – 25 копеек,

Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек,

Мясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек,

Мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек,

Рыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек.

Практически все продукты производились на российской территории и были вполне доступны. Значительным ударом по бюджету была форменная одежда, которую полицейские (как и офицеры в армии) приобретали за свои средства. Стоимость обмундирования была довольно высока:

Сапоги парадные офицерские – 20 рублей,

Мундир парадный офицерский – 70 рублей,

Фуражка обер-офицерская – 3 рубля,

Эполеты штаб-офицерские золочёные – 13 рублей,

Гражданская одежда стоила значительно дешевле:

Рубаха выходная – 3 рубля,

Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей,

Пальто длинное – 15 рублей,

Сапоги яловые – 5 рублей,

Ботинки летние – 2 рубля,

Гармонь – 7 рублей 50 копеек,

Патефон – 40 рублей,

Лошадь для повозки – 100 рублей,

Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей.


Если сравнить доходы полицейских начала 20 века с доходами нынешних стражей порядка, то мы увидим, что картина практически не изменилась, и уровень оценки труда полицейских государством остался, как это ни покажется удивительным, примерно таким же.

Например, на 4 рубля в начале 1910-х годов можно было купить батон ржаного свежего хлеба, батон белого сдобного хлеба, килограмм картофеля, килограмм ржаной муки, килограмм макарон, килограмм кускового сахара рафинада, килограмм соли, литр свежего молока, десяток отборных яиц, килограмм говядины (лопатка), по 100 грамм чая и кофе, килограмм сыра, литр растительного масла, килограмм рыбы. На сегодняшний день в Ярославле примерно такой же продуктовый набор обойдется в сумму около 3 тысяч рублей.

То есть уже упоминавшийся полицейский пристав С.Ф. Шарыгин, имея годовое жалованье в 840 рублей, мог купить 210 таких продуктовых наборов. А занимающий должность примерно такого же уровня начальник отдела в уголовном розыске с годовым доходом в 765 тысяч рублей – 255. Побольше, конечно, но платежи за коммунальные услуги, сотовую связь, транспорт эту разницу выровняют.


Надо сказать, что служба в полиции в России на рубеже 19-20 веков еще воспринималась как почетное, достойное и доходное занятие. Недостатка желающих служить не было. Об этом говорят многочисленные прошения на имя ярославского губернатора и полицмейстера об устройстве на полицейскую службу. «Почтительнейше прошу Ваше Превосходительство, – говорилось в одном из таких прошений, – удостоить  долговременное мое ожидание должности Вашим милостивейшим и высоким вниманием и устроить мое благосостояние – если не должностью столоначальника – то назначением меня надзирателем или становым приставом; служба таковых должностей вполне мне известна и при этом я имею достаточный дар выполнять должное и по совести, и по закону».

Пройдет всего несколько лет, и отношение к полиции изменится кардинальным образом. Настолько, что на долгие годы само слово «полиция» будет восприниматься как что-то чуждое и враждебное. Но пока, в благословенном 1913 году, все еще вполне достойно и прилично.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе