Ума палаты

Ярославские грамотеи как эталон образования

За тысячу лет Ярославль успел побывать как одним из самых просвещенных городов, так и пристанищем невежественного люда. Тем не менее именно у нас появилось первое духовное училище во всей Северо-Восточной Руси, а к началу XX века ярославцы слыли одними из самых грамотных. 

Иго разучило грамоте

Как известно, центром развития письменности в Верхнем Поволжье в XII–XIII веках был Ростов. Именно ростовский князь Константин основал в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля первое в Северо-Восточной Руси духовное училище. В 1214 году училище было переведено в Ростов, однако ярославцы того времени были весьма грамотны, даже по сравнению с жителями Западной Европы. Все изменило монгольское иго.


– После завоевания был уничтожен значительный пласт образованного населения, – рассказывает историк Александр Бородкин. – Тем не менее при некоторых храмах продолжали учить грамоте. 

Избирательность объяснялась не только высокой платой за обучение, но и тем, что часть священства была полностью безграмотна, а необходимые для служб тексты просто-напросто заучивали наизусть.

– В итоге целые группы населения «разучились» читать и писать, – поясняет историк. – Не хватало образованных чиновников, книг. 

В XVII–XVIII столетиях грамотность на Руси вновь «вошла в моду». В Ярославле при Петре Первом существовала школа от Адмиралтейства и государственные (цифирные) школы. Появились училище для дворянских детей с пансионом, главное народное училище и две городские школы. Так, в 1786 году в школе при сиротском приюте для всех сословий 80 детей обучались чтению, письму, арифметике, геометрии, грамматике и катехизису. 

С открытием Демидовского высших наук училища в 1805 году в Ярославле начинается совершенно новый период развития образования. С 1811 года аттестаты Демидовского училища сравнялись с аттестатами центральных университетов. Его выпускники должны были в совершенстве владеть российским красноречием, французским, немецким и даже древними языками. Кроме того, изучали философию, право, математику, политическую экономию, науку финансов. Не забывали и про светские навыки – фехтование, музыку, танцы, рисование. Форма мальчиков напоминала военную: обязательная фуражка, суконная гимнастерка, ремень с латунной пряжкой, на которой изображена эмблема заведения, и черные брюки.

Не женского ума дело? 

Именно такое мнение бытовало касательно просвещения прекрасной половины человечества вплоть до середины XIX века. Однако год от года ситуация менялась. Так, первый звоночек в пользу юных барышень прозвучал в 1816 году, когда учитель рисования Луи Дювернуа открыл в Ярославле институт благородных девиц. Знаний ярославнам давали ровно столько, сколько нужно, чтобы стать прилежной женой и хозяйкой, умеющей поддержать светский разговор. Да и позволить себе дорогое удовольствие в строго сословном заведении могли только молодые дворянки. 

Но недалек был тот час, когда в 1861 году открылось первое всесословное женское училище. Положение об этом было утверждено для всей России, инициатива же исходила от супруги Александра Второго императрицы Марии Александровны. Помещение для нового учебного заведения было выделено в доме призрения на Екатерининской улице (ныне корпус ЯрГУ на ул. Андропова), а через год – уже в новом здании на Пробойной улице. Первый набор насчитывал 56 учениц разных сословий, включая и малоимущих сирот. Через несколько лет училище приобрело статус гимназии (от имени императрицы такие гимназии стали зваться Мариинками). Учились гимназистки семь лет, а если заканчивали и восьмой класс, то потом имели право на преподавательскую деятельность. 

И дело женского образования пошло. В 1876 году открывается еще одна женская гимназия – Екатерининская, все в том же доме призрения. Объятия просвещения были открыты для всех и каждой (на исходе девятнадцатого века лишь меньшая часть выпускниц была из дворян, остальные – дочери разночинцев, мещан и крестьян). Что касается оплаты обучения, здесь были возможны варианты: предметы делились на обязательные и необязательные. «Набор» обязательных дисциплин в первом классе обходился родителям в 15 рублей в год, со второго – 25, а седьмой – 88. При гимназии существовал приготовительный класс, в который брали девочек от 8 до 10 лет, в первый же – от 9 до 12. Конкурс на место и тогда был большим: так, в 1903 году на 35 вакансий претендовали 70 маленьких «абитуриенток». А вот в епархиальное училище, открывшееся в 1880 году, отбор вели не только по знаниям, но и по здоровью: склонных к болезням не принимали.

– В 1910 году насчитывалось 66 учебных заведений, в которых обучались 1000 человек, – рассказывает Александр Бородкин. – Кроме государственных существовали 3 частные гимназии, духовные учебные заведения, кадетский корпус и начальные народные школы. 

Такими темпами в начале ХХ века Ярославская губерния по уровню грамотности населения занимала четвертое место среди губерний европейской России и первое место среди губерний, имеющих земства.

Кстати, интересен факт, что родительскими собраниями нынешние ярославцы и их чада обязаны Ольге Корсунской, которая ввела эту практику в своей частной гимназии. Открывшееся в 1903 году и располагавшееся когда-то на третьем этаже нынешнего главпочтамта учебное заведение отличалось еще и тем, что выпускало не только примерных жен и матерей, но и готовых общественных деятелей. Соответственно на первом месте у них были иностранные языки, литература и история. 

Конечно, жизнь юных гимназисток, равно как и гимназистов, не ограничивалась рамками школьных стен. Куда более увлекательными для них были литературные вечера и самодеятельные представления. Однако бдительный надзор велся за юными дарованиями почти круглосуточно: на все нужно было разрешение классных дам. Старшекурсников же школьные инспектора вылавливали иной раз по злачным заведениям, куда те, переодев форму, бывало, захаживали. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе