Сколько российских народов исчезло за последние 100 лет

Этническая карта мира — вещь очень подвижная и непостоянная.
Одни этносы исчезают, а на их место приходят другие. Некоторые народы существуют всего пару веков, другие же — тысячелетия.

Несколько тысяч лет назад исчезли шумеры, но их древние соперники — ассирийцы, все еще существуют. А всего 300 лет назад не существовало американцев — самого могущественного и влиятельного народа современности. Этот процесс — этногенез, происходит и сейчас, прямо на наших глазах, хоть в это трудно поверить. Народы рождаются и умирают. Но если первый процесс — возникновение новых этнических групп, зафиксировать сложно, то исчезновение народа — это вполне объективный, фиксируемый факт. Поэтому мы можем более или менее точно сказать, какие народы России исчезли за последние сто лет.



Камасинцы — таежные татары

Этот народ угорской языковой группы еще совсем недавно проживал в Красноярском крае и Хакасии. Строго говоря, точно непонятно, как стоит этот народ называть, у них много имен. Сами себя они называют калмажами, другие называют их камасинцами, когда-то русские называли их таежными татарами. Самые близкие существующие сегодня родственники камасинцев — самодийцы, которые живут много севернее, на берегах Северного Ледовитого океана.

О камасинцах стало известно в XVII веке, когда русские первопроходцы впервые познакомились с ними. Однако на самом деле это очень древний народ. Этнограф Алексей Малолетко писал, что некогда единая культура самодийских народов достигла расцвета в V веке нашей эры. Тогда они, по-видимому, пережили демографический взрыв, и начали расселяться по всей Сибири. Камасинцы были на самом южном фронте этой глобальной миграции. Они поселились в довольно теплых и лесистых Саянах. Сохранять свою уникальную самодийскую культуру и нетипичный для региона язык самодийцам удавалось до середины XX века. Привычный камасинцам уклад жизни на фоне других народов был очень примитивным, поэтому сохранять традиции у них почти не было никакой мотивации.

В 1960-е годы этнографические экспедиции еще обнаруживали на северных острогах Саянских гор селькупоязычных людей, которые жили в хижинах, напоминавших северные чумы. Последний камасинец был зафиксирован в 2010 году. Оказавшись в непривычно теплых для самодийцев территориях, камасинцы потеряли свою уникальную самодийскую культуру и ассимилировались с русскими, хакасами, тувинцами и другими народами региона.



Кереки

Кереки жили на побережье Чукотки еще 3 тысячи лет назад, когда русских не было не только в Сибири, но и в природе вообще. Этот преимущественно рыболовецкий и оленеводческий народ был культурно близок чукчам, но все же отчетливо выделялся. Летом кереки жили на побережье, где ловили рыбу, а зимой откочевывали в менее продуваемые ледяным морским ветром регионы вглубь полуострова, где строили себе большие землянки, где жили несколько семей. Принято считать, что именно кереки придумали запрягать собак в упрежку по одной или по две — чукчи запрягали их веером.

Из-за примитивного хозяйства в крайне суровых условиях Чукотки, кереков становилось все меньше и меньше — как минимум до советской власти они постоянно жили впроголодь. Кереки пострадали и из-за принесенных русскими болезней, и из-за 150-летней русско-чукотской войны. А.П. Володин писал, что кереков называли самым несчастным народом на Северо-Востоке. При советской власти условия их жизни несколько улучшились, однако найти себя в новом мире они не смогли. Ко второй половине прошлого века кереков почти полностью ассимилировали более многочисленные чукчи. Возможно, никто бы не вспомнил о кереках — а послевоенная советская этнология совершенно ошибочно относила их к корякам, если бы не этнолог Владилен Леонтьев, который в 1970-е годы изучил быт и традиции этого почти полностью исчезнувшего северного народца. Именно благодаря его отлично написанной книге «По земле древних кереков» весь Советский Союз обратил внимание на полузаброшенный край кереков, откуда в то время уезжали последние дееспособные люди. В 1959 году кереков было около 100, а в 1971 году Леонтьев насчитал всего 8. Последние из них пережили распад Советского Союза, и умерли на рубеже XX-XXI веков.



Тептяри

Этот загадочный народ, судя по всему, сформировался именно как этнос только в XVIII-XIX веках, и уже в советское время исчез. Тептяри жили в Баширии и в смежных с ней регионах Волго-Камского края. Первый раз они упоминаются в российских документах в 1734, а последний — в 1959. Тептярями называли выходцев из татар, башкир, а также финно-угорских народов Поволжья, в первую очередь мещеры и удмуртов, которые по какой-то точно не установленной причине вдруг начали жить вместе и идентифицировать себя именно так, и не иначе. Не объединяла их даже религия — часть тептярей были мусульманами, а часть — язычниками. По некоторым данным, например, по "Хронологическому указателю материалов для истории инородцев Европейской России", тептяри — потомки разноязычных беженцев из Казанского ханства, которые в XVI веке поселились в Башкирии. Со временем у тептярей сложился свой собственный тюркский язык и культура. Но этногенез тептярей продолжался и в последующие века. Судя по всему, тептярями становились или изгои, или бедняки из разных народов, которые со временем основывали собственные общины, и начинали новую жизнь.

Непонятно и происхождение слова «тептярь». Татарский этнограф царского времени Гайнетдин Ахмаров в 1908 году писал, что слова тептярь — искаженное татарское «дефтярь», что означает «запись», «реестр». «Списочные» — так башкиры называли эту полиэтническую массу, с которой сбирали оброк за проживание на башкирской земле. При советской власти тептяри отатарились и обашкирились почти что мгновенно. Если в начале XX века их насчитывали около 100 000 только в Башкирии, в 1959 году так себя идентифицировало всего 75 человек. Судя по всему, тептярей делала целостностью сословная структура царской России, когда один народ платил дань другому. В новой Стране Советов все были равны и вольны идентифицировать себя по собственному желанию. Поэтому тептяри, судя по всему, без лишних сожалений отказались от своего полукастового наименования, и стали считать себя частью татарского, башкирского, марийского и других народов.

Автор
Александр Артамонов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе