Первый ярославский губернатор Алексей Мельгунов

В нынешнем году Ярославская губерния отметила солидный юбилей – 235 лет со дня основания. С той поры в истории нашего края сменилось почти три десятка губернаторов, однако остаться в веках удалось далеко не всем.

Карета А. П. Мельгунова в экспозиции Ярославского музея-заповедника.

Н а страницах «Родного города» мы расскажем о самых значительных, популярных или, напротив, одиозных фигурах, возглавлявших нашу губернию во времена Российской империи. Сегодня «галерею» губернаторских портретов откроет Алексей Петрович Мельгунов – первый глава Ярославской губернии.

Просветитель, археолог, масон…

Удивительно, но юбилей Ярославской губернии практически совпадает с юбилеем самого Мельгунова. Указ о назначении его на должность ярославского генерал-губернатора, вышедший 23 февраля 1777 года, Алексей Петрович встретил на следующий день после собственного 55-летия. В екатерининскую эпоху этот возраст считался для государственного мужа почтенным, однако Мельгунов вовсе не собирался уходить на покой.

Ответственный и энергичный Мельгунов был одним из немногих вельмож, кто не страдал распространенной при дворе «версальской болезнью» – легкомысленными забавами, балами и роскошью.

Алексей Петрович был человеком долга, талантливым организатором и человеком, полностью отдававшимся своей работе.

Управляя Малороссией, Мельгунов был не только губернатором, но и археологом, осуществив раскопки днепровских курганов и отправив свои находки в Академию наук. Без Мельгунова не обошлось и русское издание «Энциклопедии» Дидро, для которой он перевел все статьи по экономическим вопросам. Пользуясь авторитетом при дворе, Мельгунов получил в личное владение целый остров на Неве, именовавшийся в то время Мельгуновым, а затем Елагиным. Знатокам петербуржской истории этот загадочный остров известен как место встречи масонов. Близок к идеалам «вольных каменщиков» был и сам Алексей Петрович, покровительствовавший масонским ложам.

Карта Ярославской губернии.

Губерния с нуля

Именно этому незаурядному человеку 235 лет назад была доверена обширная Ярославская губерния (или, как говорили при Екатерине, «наместничество»), создать которую предстояло практически с нуля. Первой задачей генерал-губернатора Мельгунова стало изучение территории подведомственного ему края. Лично осуществив путешествие по ярославским «градам и весям», Алексей Петрович явил императрице отчет, результатом которого стало утверждение строгих границ губернии и разделение ее на 12 уездов. Задача эта была вовсе не так проста, как кажется нам cегодня. Административная реформа Екатерины Великой, подчиненная духу немецкого прагматизма, делила просторы империи в соответствии с беспристрастными законами математики. Каждая губерния должна была включать от 300 до 400 душ населения (учитывались, кстати, только души мужские), каждый уезд – от 20 до 30 тысяч душ. Ярославский край, располагавший 335 тысячами населения, в соответствии с этой логикой должен был быть поделен на 12 частей – уездов. Но вот незадача! Городов, способных стать уездными центрами, здесь к тому времени существовало в два раза меньше.

Впрочем, Мельгунов нашел решение этой проблемы. Уже в августе 1777 года Рыбная слобода превратилась в город Рыбинск, Борисоглебская – в город Борисоглебск (ныне это правобережная часть Тутаева), а посад Молога – в город Мологу. Cела Мышкино, Петровское и Даниловское были переименованы в города Мышкин, Петровск и Данилов, а отдаленное от Ярославля село Пертома, став городом, получило привычное для нас название Пошехонье.

А главное – Ярославль…

Так, рукой Мельгунова на карте Ярославской губернии было отмечено 7 новых уездных городов. Однако работа по изучению края на этом не закончилась. Объединив усилия ярославских историков, хранителей местных легенд и рукописей, образованных деятелей культуры и церкви, Мельгунов развернул работу по составлению топографического описания наместничества. Благодаря деятельности Алексея Петровича уже в конце XVIII века ярославцами были собраны разносторонние сведения о своей малой родине – о хозяйстве края, его природных условиях, промыслах населения, верованиях и обычаях, городах, исторических преданиях и памятниках.

Главной заботой Мельгунова стало обустройство губернского центра – Ярославля. Здесь Алексею Петровичу пришлось проявить и незаурядный талант, и несокрушимую волю. За пару десятилетий наш город претерпел поистине революционные изменения – как в облике, так и в образе городской жизни. О том, как Мельгунову удалось превратить патриархальный Ярославль в просвещенный, почти европейский город, нам предстоит узнать в следующем выпуске.

http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/212/history/3536/


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе