От героев былых времен, не осталось порой имен...

Часто в погоне за глобальными целями мы забываем о главном. 
Рассказывая о героизме русских солдат, мы порою даже не помним имена тех, кем открыто восхищаемся...

А ведь любой подвиг это не более чем осознанный и вынужденный поступок человека или группы людей. Алексей Зотьев —  один из немногих, кто помнит о наших забытых героях...

Россия полна примеров патриотизма, героизма и самопожертвования. Можно взять любой из периодов истории нашей страны и найти в нем массу подвигов и примеров для подражания. И у каждого подвига есть свое, особое лицо. Лицо любого подвига — человек, который пожертвовал собой, спасая многих. Именно на пример из жизни таких людей нужно воспитывать подрастающее поколение.

Немногие из моих земляков, жителей Ростовской области, знают о подвиге двух советских летчиков — капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова. Это несмотря на то, что Капустин хоть и является уроженцем Краснодарского края, но большую часть своей сознательной жизни прожил в Ростове-на-Дону. Именно здесь он окончил семилетку, индустриальный техникум и был призван в армию. В Ростове-на-Дону Борис Капустин и был похоронен в апреле 1966 года, после трагической смерти в окрестностях Берлина.

Я не хочу вновь пересказывать историю его жизни, а тем более трагической гибели. Я уверен что каждый, прочитавший эту статью, найдет время и ознакомиться с биографией двух легендарных летчиков. Не потому что она похожа на приключение роман, а потому что двое этих русских офицеров совершили такой подвиг, о котором нам, прямым потомкам, стыдно не знать.

Расскажу вкратце — 6 апреля 1966 года у пилотируемой Капустиным и Яновым боевой машины отказали одновременно два двигателя. Самолет начал падать на густонаселенные районы Берлина. Капустин принимает решение не катапультироваться и уводит стремительно падающий самолет прочь от города. Янов поддерживает решение командира. Они направляют ЯК-28П в сторону кладбища, но на подлете замечают что оно буквально переполнено людьми. В последний момент, неимоверными усилиями, проколов пальцами кожу перчаток и впившись ногтями в мясо ладоней, Капустин уводит самолет прочь, к дамбе, перелетав которую ЯК рухнул в воду. Оба летчика погибли мгновенно.

Дальше все развивалось согласно законам жанра — самолет упал на территории подконтрольной западному блоку и советские военные два дня не получали доступ к машине. Союзники демонтировали секретное оборудование истребителя. Через два дня тела Капустина и Янова передали представителям СССР. На панихиду пришли тысячи немцев — все они были потрясены самопожертвованием двух русских летчиков, которые получив прямой приказ катапультироваться пожертвовали собственными жизнями, спасая жителей Берлина. В Германии как Янов так и Капустин по сей день являются национальными героями. Им посвящают стихи, устанавливают памятники и мемориальные доски, о них слагают песни и именно их ставят в пример подрастающему поколению. Семье капитана Капустина, проживающей в Ростове-на-Дону неоднократно предлагали переселиться в Германию, на полное обеспечение государства. Жена и сын отказались — Родину сильно любят! А что Родина?



Вы конечно удивитесь, но в родном Ростове-на-Дону, Капустин не удостоился даже памятника. Более того, двоим летчикам не присвоили реально заслуженных званий Героев Советского Союза. Вспомнили о пропавшей секретной аппаратуре и ограничились орденами Красной Звезды. Я говорю о людях которые спасли тысячи жизней, о людях на прощание с которыми Королева Великобритании прислала свой оркестр, о людях чьи портреты известный немецкий художник написал за одну ночь, о людях, увековечивая подвиг которых немцы за один день изготовили и установили на памятнике воинам, погибшим во вторую мировую войну, в городе Эбердсвальф-Финов, мемориальную доску. Я говорю о людях, чей героизм изучают в школах Германии, но к сожалению не России.

Более того, в момент когда в лихие 90-е в России была запущенна программа по уничтожению патриотизма, смоделированная западными политтехнологами, Капустин и Янов не стали исключением. Нашлись люди, которые на страницах серьезного и уважаемого издания открыто обвинили в катастрофе Капустина и его штурмана. Слепили из героев этаких хулиганов и дебоширов, которые мол практически сознательно уничтожили боевую машину и способствовали тому, что новейшее секретное оборудование попало в руки стратегического противника. Жена Капустина подала в суд, который выиграла без особых сложностей — в архиве минобороны хранились все подробные отчеты о расследовании катастрофы и характеристики на обеих пилотов. Издание извинилось, но дело было сделано. В Ростове-на-Дону исчез памятник Капустину, надгробие на кладбище повредили вандалы, музей, организованный в школе, носящей имя Капустина, исчез, школу переименовали. Осталась только улица Капустина, переименовать которую предусмотрительно отказались местные власти. После выигрыша в суде школу обязали взять имя героя обратно. Но музей так и не начал свою работу, экспонаты исчезли в неизвестном направлении, как и мемориальная доска, предусмотрительно снята осторожным школьным руководством. Нам осталась только потрясающая песня в исполнении Эдиты Пьехи «Огромное небо». Правду говорят — из песни слов не выкинешь!

Я считаю что первое с чем мы должны бороться на работе, в обществе, в быту — это несправедливость. Все что произошло после гибели Янова и Капустина я могу назвать одной большой и вопиющей несправедливостью. Подвиг капитана Капустина и старшего лейтенанта Янова пытаются буквально «вытравить» со страниц российской истории. Этого допустить никак нельзя.

В преддверии 9 мая, 70-ти летней годовщины Великой Победы, руководитель РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА», после проработки вопроса со своими соратниками, отправил обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина, с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении капитану Борису Капустину и старшему лейтенанту Юрию Янову звания Героев России. Наше обращение было рассмотрено и передано Министерству обороны РФ, для дальнейшего изучения и принятия решения.





Я не берусь делать прогнозы по поводу дальнейшей судьбы нашей инициативы — возможно никто не захочет копаться в истории 50-ти летней давности, а возможно и примут положительное решение, в результате которого заслуженные награды найдут своих героев. Как бы там ни было, для меня, да и для всех патриотов своей страны, своей нации, своей истории, Капустин и Янов были, есть и навсегда останутся настоящими героями.

Я обращаюсь ко всем общественным и политическим деятелям России, к простым гражданам и группам граждан, собравшихся по интересам, к членам ветеранских организаций — поддержите нашу инициативу и направьте подобный запрос органам власти. Вместе мы в состоянии многое изменить — в единстве сила и победа!

В принципе, познакомившись с совершенным подвигом и последующим забвением этих героических людей, считаю должным как обычно поддержать общественную инициативу направленную на восстановление исторической правды.

Я прекрасно знаю, что далеко все не подобные запросы и обращения удовлетворяются, но не исключено, что в данном случае получится восстановить историческую справедливость.


Более подробное описание их подвига: Последние 30 секунд над Берлином

Место подвигу есть, даже когда ему отведено всего 30 секунд. Спасти сотни жизней взамен собственной. 6 апреля 1966 года советские летчики Борис Капустин и Юрий Янов, отказавшись катапультироваться, увели падающий самолет от Берлина и — на короткое время — объединили враждующие лагеря «холодной войны»…

В послевоенное время Германия была поделена на четыре оккупационные зоны. На ее территории дислоцировались военные части СССР, Франции, Англии и США. В частности, в городе Финове (в 90-е переименован в Эберсвальде), в 40 километрах от Берлина, располагался 668-й авиационный полк бомбардировщиков 24-й Воздушной армии Группы советских войск в Германии.

6 апреля 1966 года звено капитана Бориса Капустина получило приказ перегнать новые самолеты Як-28П из Финова в Кетен, где также дислоцировались подразделения 24-й Воздушной армии.

Для первоклассных летчиков — плевое дело: часть укомплектована аналогичными самолетами, перелет из пункта, А в пункт Б составлял около получаса, а профессионализм пилотов не раз проверялся и погодными условиями, и часами налета.

Из-за непогоды вылет откладывался с самого утра. Летчики были наготове, ждали разрешения на вылет. И вот, в 15:24 двойка новых реактивных Яков поднялась в воздух. Сначала командир звена капитан Борис Капустин вместе со штурманом звена старшим лейтенантом Юрием Яновым, а за ними ведомые — пилот капитан Подберезкин и штурман капитан Лобарев. Набрав высоту, летчики взяли нужный курс и двинулись в сторону аэродрома Кетен.

Через несколько минут самолет ведущего начал стремительно терять скорость. Командир звена отдал ведомому приказ обогнать его, и Як Подберезкина продолжил путь по маршруту, заняв лидирующую позицию.

Интервал между самолетами увеличивался, попытки летчиков связаться с командиром звена не принесли успеха…

Самолет Капустина терял высоту. Летчики поняли — отказали оба двигателя. Как потом установила комиссия, причиной послужил «конструктивно-производственный дефект».

То резко бросая вниз, то поднимая самолет на высоту, Капустин пытался запустить машину. Самолет не слушался, он продолжал падать.

А когда рассеялись облака, стало ясно: под ними Берлин. Многотонный «Як» с полным баком горючего падает на большой густонаселенный город…

Мгновенно оценив обстановку, летчики стали уводить машину за город. Огибая жилые кварталы, самолет продолжал падать, управлять им стоило титанических усилий.

Город оставался позади, вдалеке блеснуло озеро. Дотянуть бы и посадить самолет на воду, думали летчики… Но вдруг на их пути возникла дамба. Усилиями Капустина машина преодолела преграду и рухнула. С момента вылета прошло меньше 20 минут, а с начала аварии — около 30 секунд.



Летчики могли спастись — аэродром дал им разрешение на катапультирование. Но тогда погибли бы десятки людей… Сохранилась запись, в которой Капустин настаивает, чтобы Янов покинул самолет. Но штурман остался вместе со своим командиром.

У каждого была своя семья, но в те напряженные секунды они думали о десятках чужих семей.

Они не могли по-другому, ведь долг военных — защищать мирное население.

Новость о советских летчиках, спасших жизни сотен горожан, обошла все передовицы берлинских газет. О подвиге Капустина и Янова говорили с экранов телевизоров и по радио.

А в это время советские военнослужащие вели поиски места крушения самолета и гибели летчиков. Их тела на вторые сутки достали британские спасатели — самолет упал в озеро Штессензее английской зоны ответственности.


Подъем обломков Як-28 британской военной полицией

В тот же день, 8 апреля, состоялась траурная церемония передачи останков героических летчиков советским военнослужащим. В ритуале прощания участвовали английские войска, немцы прислали делегации от каждого города и поселка.

В составе почетного караула были и советские солдаты, и шотландские стрелки, и воины Национальной народной армии ГДР. Все они, в разгар «холодной войны», объединились, чтобы почтить память советских летчиков.

Роберт Рождественский и Оскар Фельцман посвятили их подвигу песню «Огромное небо», которую знают во всем мире. А в мае 1966 года Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени.
Автор
Борис Рожин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе