Древние акты заговорили

«Спросите там, броневик они заказали?» – такой шуткой в редакции «Северного края» напутствовали своих корреспондентов, отправлявшихся в музей истории Ярославля, который встречает миллениум выставочным суперпроектом «Стольный град». Об экспозиции, как выяснилось, вполне заслуживающей такой шутки, наш рассказ.

Тем, кто в первый день празднования 1000-летия Ярославля придёт в музей его истории на вернисаж под таким названием, право же, не стоит удивляться, что речь идёт о самом имениннике, что именно он в ранге «столичного града» стал главным дей­ствующим лицом эксклюзивной выставки документов XI – XIX веков из собрания знаменитого РГАДА – Российского государственного архива древних актов, чьи фонды (около 3,5 миллиона дел) формировались на основе пяти крупнейших архивных хранилищ дореволюционной России.  


Инициаторы этого совмест­ного проекта РГАДА и музея истории Ярославля решили напомнить скептикам вещи, какие полагалось бы знать гражданам исторического города со школьных лет и независимо от юбилеев: и про Ярославское княжество, возникшее ещё в домонгольские времена, и про «Совет всея Земли», монетный двор, где чеканили серебряную копейку, что Россию спасла, про «ярославское стояние» летом 1612 года земского ополчения Минина и Пожарского, приведённое в боевую готовность для освобождения Москвы на деньги местных купцов. Петр I называл Ярославль «отчиной государевой», а его герб изображался на государственной печати. Одну из таких печатей с ярославским мишкой увидим мы на выставке «Стольный град».

Многое из того, что вошло в эту экспозицию, не имеющую аналогов, даже специалистам известно разве что по ссылкам в литературе, по цитатам и комментариям. Вот челобитная воеводы Никиты Вышеславцева о присылке в Ярославль ратных людей для защиты города от ляхов. Рядом грамота Дмитрия Пожарского отсюда в Белозёрск – князь вызывает воеводу Чепчугова на земский совет. Тут уж в обоих случаях эксклюзив полный и по форме, и по содержанию. Такие раритеты в основе всей выставки. На витринах времён петровских реформ найдём, к примеру, доношение обер-коменданта Ярославля князя Г. Волкон­ского наверх о строительстве в городе оружейного завода – 1710 год, Северная война в самом разгаре. В комплексе документов Ярославской Большой мануфактуры есть «Записная книга» о принятии на ЯБМ учеников – лет через двадцать после закладки в 1722 году на берегу Которосли одной из крупнейших в России полотняных мануфактур здесь было занято 1406 крепостных, прикреплённых к фабрике.

Она одевала и армию. У этих витрин как раз самое место поразмыслить, за какие заслуги Пётр называл Ярославль «отчиной». За участие в общероссийских делах. На строительство Санкт-Петербурга отправили отсюда 600 каменщиков, здесь закупали юфть для казённых нужд – из неё шили дублёнки кремлёвской страже. Для благоустройства новой столицы именно в окрестностях Ярославля искали строевой кедр. Документальное воплощение нашла даже рыбная тема. В сообщении о заказе для царского двора волжских стерлядей. И не простых, читаем, а – «просолённых», дабы кондиций по дороге не потеряли.

На таких крупных планах архив древних актов показывает нам главные ключевые повороты и самых значимых личностей ярославской истории. Если это Фёдор Волков, то имя его мы находим в рапорте генерал-прокурора Сената князя Н. Ю. Трубецкого императрице Елизавете Петровне «О доставке ко двору ярославской группы во главе с Ф. Волковым». Причём событие датируется с точностью до одного дня – третьим февраля 1752 года.

Если это открытая три десятилетия спустя первая в русской провинции «вольная типография», то вот вам номер напечатанного в ней единственного на то время в России провинциального журнала «Уединённый пошехонец». А если речь идёт о «Слове о полку Игореве», то

РГАДА достаёт из своих хранилищ копию ярославской находки графа Мусина-Пушкина – срочно копировали в Санкт-Петербурге персонально для Екатерины II.

Самый богатый комплекс документов на выставке «Стольный град» относится к временам Великой смуты и «золотому веку» Ярославля – XVII. Здесь, на перекрёстке важнейших для России торговых путей, бурно развиваются ремёсла, ведётся большое каменное строительство. На деньги богатых купцов, на коллективные взносы слобод один за другим возводятся посадские красавцы-храмы.

Здесь открываются ино­странные торговые конторы – в середине столетия их было без малого три десятка. Ярославский воевода шлёт отписку в Посольский приказ о приезде в город индийских гостей с восточными товарами – год 1650. По переписным книгам можно судить о том, как жил город в пору своего расцвета, в них даются описания посадских дворов стрельцов, ямщиков, пушкарей, каменщиков, не были забыты и дворники. У Ярославля складывается репутация купеческой столицы России, в городе разрешались споры и «судные дела» между торговыми людьми.

По многочисленным их челобитным и документу под названием «Сказки ярославских посадских людей о имеющихся у них товарах» видно, что самыми ходовыми были после хлеба изделия промыслов кожевенного и кузнечного. К середине своего «золотого века» Ярославль – один из крупнейших городов России, второй после Москвы по числу дворов, третий после Москвы и Казани по сумме собираемых торговых пошлин. И впрямь ведь – «стольный град»!

Как раз на это время приходится и расцвет Толгского монастыря. Одна из гравюр, напечатанная на исходе 80-х годов позапрошлого века в типолитографии Германа Фалька (кстати, отца первого редактора «Северного края»), развёртывает впечатляющую панораму святой обители. Под картинкой по пунктам даётся перечень её храмов и всего монастырского хозяйства – собора Введения во храм пресвятой Богородицы, нового и старого братских корпусов, двух гостиниц, казначейских покоев. У монастыря была тогда и собственная пристань. Неизвестный художник изобразил целую флотилию пароходов с кудрявыми дымками над трубами...

Автору концепции выставки руководителю научно-экспозиционного отдела РГАДА Светлане Долговой, её московским партнёрам, рабочей группе научных сотрудников и дизайнеров во главе с учёным секретарём нашего музея Виктором Алексеевым немалых трудов стоило, чтобы древние акты заговорили. Из 105 документов – 29 подлинников. Остальное – неотличимые от оригинала копии, обработанные на компьютере. К переводам со старославян­ского даны комментарии – расшифровка устаревшей лексики.

С какими неожиданностями встречались экспозиционеры, довелось нам видеть там же, в кабинете старшего научного сотрудника музея Марины Беловой. Последние недостающие подробности в «толковом словаре» экспозиции появлялись буквально у нас на глазах. Что означает на одном из ранних ярославских гербов, где косолапый держит трезубец, причём остриём вниз, подпись: «Герб ярославский верхней расправы». Что такое «верхняя расправа», кто с кем расправлялся? Оказывается, так называлось во времена екатеринин­ской административной реформы 1775 года и позже судебное учреждение «для однодворцев и государственных крестьян».

А то, как наши предки дорожили документами, становится понятно хотя бы по расшифровке фразы, что встречается в самых разных документах – «печать под кустодией». Для большей сохранности изображения к нему прикладывали ту самую «кустодию» – специальную бумажную накладку.

Весь копийный материал к показу подготовлен. К слову, о редакционной шутке насчёт «броневика». В эти дни в Ярославль из Москвы вернулся спецавтомобиль с во­оружённой охраной – ездили в архив древних актов за подлинниками. Национальное достояние – этим, наверное, об их значении для наших дней будет сказано главное. Закроется выставка «Стольный град» 20 октября.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе