«Британия наводнена российскими агентами»

Известный специалист по истории разведки опубликовал книгу о британских спецслужбах

«Крыша» Джеймса Бонда. Знаменитые британские спецслужбы — внешняя разведка (МИ-6) и контрразведка (МИ-5) — отметили столетний юбилей. По этому случаю в Британии вышла книга, сразу же ставшая бестселлером, — «Защита государства». Автор — известный специалист по истории разведки, профессор Кембриджского университета Кристофер Эндрю ответил на вопросы The New Times 

В предисловии к книге глава МИ-5 Джонатан Эванс сетует на вашу чрезмерную критичность в отношении его ведомства... 
Британская контрразведка не всегда действовала эффективно, были и серьезные провалы. Взять, к примеру, нашумевший эпизод — высылку из Британии в 1971 году 105 сотрудников КГБ и ГРУ, работавших под дипломатическим и журналистским прикрытием. Лейбористское правительство Гарольда Вильсона позорно мирилось с их засильем, а МИ-5 не заставила его принять меры. И лишь с приходом к власти консерваторов советские шпионы были высланы. Были и другие ошибки, о которых я узнал во время работы над книгой. Все помнят историю со знаменитой «кембриджской пятеркой», шпионившей в пользу СССР. В 1951 году двое разоблаченных членов пятерки — Гай Берджес и Доналд Маклин — бежали в Советский Союз, где оставались до конца жизни. Занимавший ответственный пост в британской разведке Ким Филби, завербованный во время учебы в Кембриджском университете, также сумел бежать в СССР, где получил чин полковника КГБ. Практически уже в 1964 году имена всей «кембриджской пятерки» были известны МИ-5. Но из-за необоснованного доверия к информации перебежчика из КГБ Анатолия Голицына в начале 60-х годов у нашей контрразведки сложилось ложное представление о личностях кембриджских шпионов. Голицын был очень опасной разновидностью перебежчика. Конечно, он снабдил британскую разведку очень важной информацией, но вперемешку с конспирологическими измышлениями. Так он утверждал — и ему поверили! — что все члены «кембриджской пятерки» якобы знали друг друга. 

А сколько всего было перебежчиков из советских, а затем и российских спецслужб в Британию? 
Не так уж много, но назвать точную цифру довольно трудно, ведь некоторые просили не называть своих имен. Конечно, самые значительные — полковник ГРУ Олег Пеньковский и полковник КГБ Олег Гордиевский. Информация Пеньковского была особенно важна для США. Предоставленный им план дислокации советских ракетных установок и их характеристики помогли успешно разрешить Карибский кризис. Ну а Гордиевский, служивший под видом дипломата в советском посольстве в Лондоне, передал британской разведке сверхсекретные директивы КГБ по поводу начатой в 1981 году операции советских спецслужб под названием РЯН — «Ракетно-ядерное нападение». Она отражала параноидальную уверенность советского руководства в том, что президент Рейган с помощью Британии не сегодня завтра нанесет превентивный ядерный удар по СССР. В этой связи всем резидентурам предписывалось срочно начать сбор информации. 

До сих пор считалось, что послевоенная история советского шпионажа в Британской империи начинается в сентябре 1945 года — с побега шифровальщика советского посольства в Канаде, сотрудника ГРУ Игоря Гузенко... 
Вообще-то если говорить о самом первом перебежчике на Запад, то им был Константин Волков, работавший в советской резидентуре в Стамбуле в 1945 году. До того как его выдал Ким Филби и он был насильно вывезен в Москву — его накачали наркотиками и на носилках под видом больного переправили на советский самолет, — Волков успел встретиться с сотрудником МИ-6 в Стамбуле в августе 1945 года и сообщить, что в Форин-офисе работают два советских шпиона. Несомненно, он имел в виду Бёрджеса и Маклина. А еще семь шпионов, сообщил Волков, служат в британской разведке, причем один из них возглавляет отдел в лондонской штаб-квартире. Была договоренность, что Волков в ближайшие дни передаст на этот счет секретные документы, в которых значатся более трехсот советских агентов, наверняка в них было и имя Филби. Но Филби его опередил и сообщил о Волкове своему советскому связному. В результате Волков был расстрелян в Москве. 
Из других перебежчиков нужно упомянуть Владимира Кузичкина, который обратился в 1982 году в Тегеране в бюро МИ-6. Он передал британской разведке важные секретные документы КГБ и раскрыл его ближневосточную сеть. 

А кто первым перебежал непосредственно в Лондоне? 
Сотрудник управления В (диверсии) Первого главного управления КГБ Олег Лялин. Он работал в Британии под прикрытием советского торгпредства и попросил политического убежища в 1971 году. Кроме важной информации о советских агентах в Британии он передал данные о работавших здесь под разным прикрытием сотрудниках КГБ и ГРУ. 

Кого все-таки можно считать крупнейшим перебежчиком? 
Конечно, майора Василия Митрохина, сотрудника архива Первого главного управления КГБ. Он бежал из Москвы с женой в 1992 году в Ригу и там обратился в британское посольство к резиденту МИ-6. Оттуда его переправили в Лондон. В течение примерно десяти лет, вплоть до своей отставки в 1985 году, Митрохин делал выписки из архива КГБ, уносил их с собой и закапывал в саду своей дачи. В Лондон он доставил лишь незначительную часть собранного, так что работавшему в Москве сотруднику МИ-6 пришлось тайно пробраться на его дачу, выкопать архив и переправить в посольство. Это была грандиозная удача не только для британской, но и для многих западных разведок, особенно для ЦРУ. Архив Митрохина после перепечатки насчитывал 25 тыс. страниц. Там были подробности зарубежных операций КГБ, конкретные разработки по дезинформации Запада, дискредитации западных политиков и живших за рубежом советских диссидентов, имена и донесения зарубежных агентов. Выяснилось, что только в США действовало около 80 советских агентов и более 40 важных контактов. Во Франции на КГБ работали десятки политиков и журналистов. В архив попали имена и двенадцати британских граждан, бывших агентами КГБ. Правда, вся информация не распространялась на период после 1985 года. 

А сегодня российских разведчиков в Британии много? Больше или меньше, чем во времена СССР? 
Сейчас их число приблизилось к уровню последних лет Второй мировой войны, когда Соединенное Королевство было наводнено советскими агентами. Однако по своему значению и опасности для Британии это не идет ни в какое сравнение со шпионажем в эпоху холодной войны. Сейчас российская разведка сосредоточена главным образом на получении информации о научных и технических разработках. 

Что для вас было самым интересным как для историка во время работы в архиве МИ-5? 
Пожалуй, досье на бывшего британского премьер-министра Гарольда Вильсона. Да и вообще все, что связано с так называемым заговором против Вильсона. Для Британии это по-настоящему сенсационный материал. 

МИ-5 следила за премьер-министром Великобритании? 
Досье на Вильсона завели задолго до того, как он стал премьером. Первые документы датируются 1945 годом, когда молодой левый лейборист стал членом парламента. Повод для подозрений дали связи Вильсона с коммунистами и сотрудниками КГБ под дипломатической крышей. Возможно, он даже не подозревал об их реальных профессиях. Вильсон часто ездил в Советский Союз в 50-е годы, когда служил в одной из британских экспортных фирм, где у него также были встречи с советскими официальными лицами, в том числе сотрудниками КГБ. Вильсон явно симпатизировал Советскому Союзу. Кстати, подозрения оказались оправданными: позднее выяснилось, что КГБ разрабатывал Вильсона в надежде его завербовать. Из архива Митрохина стало известно, что на будущего британского премьера в КГБ было заведено досье, а сам он получил кодовую кличку. В КГБ настолько серьезно относились к политическим сплетням, которыми Вильсон делился со своими советскими знакомыми, что даже пересылали информацию об этом в политбюро. Однако, как говорится в одном из документов архива Митрохина, в конце концов КГБ признал, что разработка Вильсона не дала результатов. 

Вильсон догадывался, что в МИ-5 на него завели досье? 
Нет, об этом он так никогда и не узнал (Гарольд Вильсон скончался в 1995 году, через 19 лет после отставки с поста премьера. — The New Times). Но он был уверен, что МИ-5 и ЦРУ замышляют заговор против него, хотя на самом деле спецслужбы никогда не прослушивали ни его телефонов, ни помещений его офиса. 

А как вообще контролируются МИ-5 и МИ-6? 
Деятельность МИ-5 контролирует лично министр внутренних дел. Если, например, МИ-5 намерена прослушать чей-то телефон, она должна получить разрешение непосредственно самого министра. Мне во время работы в секретных архивах не удалось обнаружить ни одной операции МИ-5 за последние 30 лет по прослушиванию телефонных разговоров без официальной санкции министра. Спецслужбы также контролируются комитетом по безопасности и разведке палаты общин парламента, а также парламентским объединенным комитетом, куда входят члены обеих палат. 
Жесткий контроль со стороны не позволяет сотрудникам МИ-5 заниматься несанкционированной перлюстрацией писем и перехватом телефонных разговоров. По большому счету у МИ-5, даже если бы она того сильно захотела, не было ни особых возможностей, ни ресурсов для слежки за собственными гражданами. К примеру, в начале Второй мировой войны в МИ-5 работали всего 130 человек — крошечная организация по сравнению со сталинским НКВД. Правда, я пишу о проникновении агентов МИ-5 в британскую компартию и установку прослушивающей аппаратуры в ее помещениях во время холодной войны. Но это было, с моей точки зрения, обоснованно: доказано, что коммунисты были советской пятой колонной, субсидировавшейся из Москвы. 

У вашей книги подзаголовок «Авторизованная история МИ-5». Что это значит? 
Только то, что МИ-5 предоставила мне возможность работать в ее архиве. Содержание некоторых документов, где упоминаются имена действующих агентов и сотрудников, публикации не подлежали, хотя мной они также просмотрены. Никто не контролировал мою работу и я не подвергался никакой цензуре. 

Неужели за все время работы в архивах вы не обнаружили ни одного компрометирующего МИ-5 документа? 
Почему же, встречались и эпизоды, которые не украшают историю этого ведомства. К примеру, к своему удивлению, я обнаружил, что на протяжении двадцати лет после Второй мировой войны МИ-5 отказывалась принимать на службу евреев. Это было вызвано тем, что во время борьбы сионистов за создание еврейского государства в Палестине, бывшей по мандату ООН под опекой Британии, еврейские подпольные группировки совершали теракты против британских целей. МИ-5 опасалась в этой связи, что у британских евреев, начни они трудиться в спецслужбе, могут возникнуть проблемы с лояльностью к своей стране. Свое отношение к подобной практике я высказал предельно четко, назвав ее актом дискриминации. 

Кристофер Эндрю, историк, профессор Кембриджского университета, автор 15 книг, в том числе двух томов «Архива Мит­рохина», созданного на основе огромного массива секретных документов, переданных бежавшим в Британию бывшим сотрудником КГБ Василием Митрохиным. На русский язык переведена и вышла в свет в 1992 году книга Эндрю «КГБ. Разведывательные операции от Ленина до Горбачева», написанная в соавторстве с перебежчиком Олегом Гордиевским.

Барбан Ефим 

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе