Битва за Галлиполи: «Я приказываю вам умереть!»

Битва за турецкий полуостров Галлиполи в 1915 году была одним из локальных сражений Первой мировой войны.
Возможно, она и не оказала большого влияния на ход войны, но от этого не стала менее ожесточенной и кровавой. 
Поле боя осталось за турками, которыми командовал Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк). Организатором операции в Лондоне был молодой Черчилль

К началу 20 века Османская Порта, конечно, была уже не той мощной империей, которая наводила ужас на европейские столицы в 15-17 веках. И все же благодаря своему крайне выгодному стратегическому положению, позволявшему ей связывать Европу с Азией и запирать вход в Черное море, она была лакомым приобретением для противоборствующих коалиций. В борьбе за Турцию шансы Германии были намного предпочтительнее шансов Антанты. Так получилось, что сначала Пруссия, а затем и Германская империя оказались единственными из великих держав того времени, у кого не было никаких территориальных претензий к Порте.


Будущий президент Турции Мустафа Кемаль-паша (крайний слева)

Это обстоятельство сыграло решающую роль и определило симпатии в Стамбуле к Центральным державам. Несмотря на то, что союзный договор с Германией Турция подписала еще 2 августа 1914 года, в начале Первой мировой войны формально она поддерживала нейтралитет. Однако нейтралитет был с «душком». Турки пропустили в Черное море немецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау».

Нейтралитет продлился недолго. Великий визирь Энвер-паша, главный ястреб в правительстве Порты, объявил джихад странам Антанты, а 29-30 октября турецкий флот под командованием немецкого адмирала Вильгельма Сушона обстрелял Одессу, Новороссийск и побережье Крыма.


Как и на Западном фронте, солдаты зарывались в землю

«Я бросил турок в пороховую бочку,- написал в дневнике Сушон,- и разжег войну между Россией и Турцией».

Россия объявила войну Турции 2 ноября 1914 года, а Британия с Францией несколькими днями позже – 5 и 6 ноября соответственно. 

Главные события в Дарданеллах развернулись в следующем, 15-м году. Союзные эскадры вошли в пролив в 10.30 утра 18 марта 1915 года. Накануне английские и французские моряки очистили фарватер от мин, поэтому корабли шли, не боясь мин. Однако именно мины, поставленные ночью турками, а также неожиданно высокое профессиональное мастерство турецких артиллеристов сыграли решающую роль в морском сражении.   


Турецкие артиллеристы неприятно поразили союзников своей меткостью

Линкор «Сюффрен» получил тяжелые повреждения от многочисленных попаданий артиллерийских снарядов, а корабли «Голуа» и «Буве» подорвались на минах. Причем, «Буве» пошел на дно и унес жизни ок. 600 матросов и офицеров.

Большие потери понесла и вторая линия атаки: «Агамемнон» - от артиллерийского огня, а «Неотразимый» и «Океан» сначала подорвались на минах, а затем попали под огонь турецких береговых батарей и затонули.

Союзники потерпели полное поражение. Из строя была выведена почти треть эскадры: три корабля оказались потоплены и еще три получили очень серьезные повреждения. Турки же потеряли в общей сложности только 8 орудий на берегу.


Подкрепления из Австралии и Новой Зеландии

Союзникам пришлось приступать к сухопутной операции. 80-тысячный десант, высадившийся на полуострове Галлиполи 25 апреля, состоял из англичан, французов, индийцев, австралийцев и новозеландцев. Ожесточенные бои на полуострове продолжались до конца лета. В конце августа стало ясно, что сражение за Галлиполи тоже проиграно. Последние войска союзников покинули полуостров в начале 1916 года. Операция, предложенная и разработанная Первым Лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, потерпела полное фиаско. Потери союзников составили ок. 44 тыс. человек убитыми. В боях за Галлиполи погибли 56 тыс. турок.


После поражения в морском сражении началась сухопутная операция по захвату полуострова

В немалой степени турки обязаны успехом в битве за Галлиполи молодому офицеру по имени Мустафа Кемаль-паша, больше известному сейчас как Ататюрк (отец турок). Ататюрк, ставший первым президентом современной Турции, отличался необычайной стойкостью духа и смелостью.

«Я не приказываю вам атаковать,- однажды приказал он своим солдатам во время битвы за Галлиполи.- Я приказываю вам умереть!»

Победа на Галлиполи принесла Порте лишь моральное утешение. На большинстве других фронтов плохо обученные и вооруженные турецкие войска терпели поражение за поражением. Первая мировая война стала для Турецкой империи последней. 1 ноября 1922 года был упразднен султанат, а 17 – последний султан – Мехмет VI покинул Стамбул.


Турки приносят в жертву баранов перед тем, как идти в бой

Сергей Мануков
Автор
Сергей Мануков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе