Белорусские песняры на берегах Волги: репрессированные белорусские литераторы в Ярославской области

Культурные связи Беларуси и Ярославской земли имеют богатые традиции. В них немало радостных событий и печальных моментов. Судьба белорусских литераторов, связанных с Ярославской областью, – яркое тому подтверждение.

Здесь жил и писал свои лучшие произведения классик белорусской поэзии Максим Богданович, «белорусский песняр с берегов Волги», как его часто называют, учились и преподавали другие белорусские писатели, поэты, драматурги. Они оказывались в Ярославле по разным причинам. Пожалуй, самая драматичная и наименее изученная в истории литературы – политические репрессии 20 – 40 годов ХХ века.

Политические репрессии в Белорусской ССР, как и во всем Советском Союзе, были направлены против людей по подозрению в контрреволюционной деятельности и начались в 20-е годы ХХ века. Особенностью репрессий против белорусов было то, что их жертвами стали в том числе представители национальной революционной интеллигенции. Так, в 1930 – 1931 годах было сфабриковано дело «националистической контрреволюционной, антисоветской» организации «Союз освобождения Беларуси» («Саюз вызвалення Беларусі»).

29 октября – 80-я годовщина (1937) «черной ночи», когда НКВД расстреляла более сотни белорусских поэтов, писателей, деятелей культуры разной национальности. Это была кульминация уничтожения белорусской элиты. «В эту ночь было уничтожено 132 человека: из них 22 известнейших белорусских литератора, а еще многие десятки деятелей науки, культуры и искусства межвоенной поры, - говорит литературовед, пресс-секретарь Союза белорусских писателей Тихон Чернякевич. - Это был беспрецедентный акт насилия против белорусской культуры. Поэтому годовщина стала для интеллигенции символическим днем памяти жертв сталинского террора». 

27 октября 2017 года вышел в свет проект портала TuzinFM «(Не)расстраляная паэзія», героями которого стали 12 белорусских поэтов, расстрелянных в 1937 году. На их слова музыканты Беларуси написали песни, на Facebook появились страницы их памяти, исследователи подготовили открытые лекции о жизни и творчестве, в печати вышли дизайнерские блокноты с изображениями и цитатами из их произведений.  

По официальным данным, с 1917 по 1953 год в БССР подверглись политическим репрессиям более 350 тысяч граждан, 35 868 белорусов были расстреляны. Все население в Белоруссии в 1937 году составляло 5,1 млн человек. Все эти дела хранятся в архивах КГБ Республики Беларусь, многие из них еще закрыты до 2020 года.

В белорусском литературоведении есть понятие «расстраляная літаратура». До сих пор не определено, сколько белорусских литераторов подверглись репрессиям. Потому что до сих пор недоступны архивы КГБ. И потому что нет четкого ответа на вопрос: кто из тех, кто начинал печататься, может быть отнесен к писателям? Только тех, кто писал стихи, повести, рассказы, или и тех, кто на литературном уровне писал статьи, очерки, мемуары? В любом случае, были десятки литераторов, прошедших через тюрьмы и лагеря, и еще десятки расстрелянных и погибших в ссылках и лагерях.

Удалось собрать сведения о 51 репрессированном белорусе, связанном с Ярославской областью. Некоторые из них спасались здесь в эвакуации во время Первой и Второй Мировых войн, некоторые учились или преподавали, другие были сосланы сюда по различным политическим делам. Это педагоги (14 человек), общественные и партийные деятели (14 человек), священники (11 человек), ученые (6 человек). Среди них есть и литераторы – 11 человек.

В поисках мы обратились прежде всего к справочникам белорусского писателя, историка, энциклопедиста Леонида Морякова «Рэпрэсаваныя грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi» («Репрессированные общественные и культурные деятели Беларуси») [8]. Дополнительные сведения смогли отыскать в воспоминаниях Н. Хведаровича, С. Граховского [4,5,13], в исследовании Л. Рублевской, И. Игнатенко, А. Король, Г. Кохановского, В. Адамушко [1,2,5,6,7,11]. Немногие сохранившиеся произведения, литературные статьи, отрывки мы изучали в основном по сборнику «Расстраляная літаратура: Творы беларускіх пісьменнікаў, загубленых карнымі органамі бальшавіцкай улады» («Расстрелянная литература: Произведения белорусских писателей, загубленных карательными органами большевистской власти») [10].

Многие арестованные до самого конца полагали, что с ними произошло какое-то недоразумение, что вот-вот должно все проясниться, их отпустят… Примером тому служит своеобразное завещание одного белорусского поэта. В 1939 году Николай Хведарович, сидя в одиночной камере, нашел нацарапанное на стене последнее стихотворение расстрелянного в «ночь поэтов» с 29 на 30 октября 1937 года Михася Чарота:


Михась Чарот

Я не чакаў
Я не гадаў,
Бо жыÿ з адкрытаю душою,
Што стрэне лютая бяда,
Падружыць з допытам,
З турмою.
Прадажных здрайцаÿ
лiхвяры
Мяне зацiснулi за краты.
Я прысягаю вам, сябры,
Мае палi,
Мае бары, —
Кажу вам — я не вiнаваты! [10]

К числу самых известных культурных деятелей в Беларуси, подвергшихся репрессиям, относится Всеволод Макарович Игнатовский – создатель белорусской коммунистической организации, первый президент Института белорусской культуры, президент Академии наук БССР, директор Института истории АН БССР, активный деятель белорусизации. В 1915 году в Ярославле он создал культурно-просветительскую организацию «Наш край», которая в мае 1917 года была преобразована в организацию «Молодая Беларусь». Она просуществовала до 1919 года. В 1916 – 1918 годах Игнатовский состоял в белорусской национальной организации «Ярославская Белорусская рада», которая ставила своей целью объединение белорусов-беженцев вокруг национальной идеи, оказание материальной и юридической помощи потерпевшим от Первой мировой войны, проведение благотворительных акций, культурно-просветительских вечеров. Инициатором создания общества был круг преподавателей и учащихся Минского учительского института в Ярославле. Участники совета готовили на белорусском языке лекции и рефераты по истории и культуре Белоруссии. Во время жизни в Ярославле, активным членом общества являлся белорусский поэт Максим Богданович.

 Всеволод Игнатовский в 1930 году был обвинен в национал-демократизме и преследовался по делу «Союза освобождения Беларуси». Застрелился 4 февраля 1931 года после многочисленных допросов.


Всеволод Игнатовский

По делу «Союза освобождения Беларуси» («Саюз вызвалення Беларусі») проходили более ста человек. Дело было полностью сфабриковано НКВД, люди обвинялись в националистической контрреволюционной деятельности. Были арестованы 86 представителей белорусской национальной интеллигенции.  «Покаянные» письма вынуждены были написать Янка Купала, Якуб Колас, Всеволод Игнатовский [1].

Нам удалось собрать сведения об одиннадцати репрессированных белорусских литераторах, связанных с Ярославской землей. Шестеро из них проходили по делу «Союза освобождения Беларуси»: Богданович Геннадий Васильевич, Шашалевич Василий Антонович учились в Ярославском юридическом лицее, Имшеник Федор Петрович преподавал в мужской гимназии в Ярославле, Скандраков Сергей Вячеславович, Лежневич Алесь, Пашкович Иван Феликсович сосланы на 5 лет в Ярославскую область, Пашкович Иван Феликсович расстрелян в Угличе. Именно о них мы расскажем подробнее в статье.

По другим политическим обвинениям в разные годы преследовались Туренок Бронислав, Кореневский Иосиф Петрович (расстрелян в Минске в "черную ночь" 29 октября 1937 года), Арсеньева Наталья (Кушаль) (спасались в эвакуации в Ярославле во время I Мировой войны), Богданович Адам Егорович, отец Максима Богдановича, который жил в Ярославле с 1907 года, Платнер Исаак (жил в эвакуации во время II Мировой войны в Ярославле).

Их дела хранятся в архивах КГБ Республики Беларусь. О некоторых людях сохранились лишь сухие архивные факты, которые подтверждают их литературную деятельность. Немногие произведения или отрывки дошли до нас в периодической печати. О других литераторах существуют воспоминания бывших узников лагерей.

БОГДАНОВИЧ Геннадий Васильевич, педагог, редактор. Родился 31.08.1885 г., в деревне Никольское Дрисенского уезда Витебской губернии (сейчас д. Луначарское Верхнедвинского р-на Витебской обл.), погиб в 1938 (?). Окончил в том числе Ярославский юридический лицей (1911). Редактировал журнал «Независимая мысль» («Незалежная думка»). Арестован ГПУ БССР по делу «Союза освобождения Беларуси» 15.07.1930. Коллегия ОГПУ 10.04.1931 приговорила его к 5 годам ссылки, которую отбывал в г. Слободской Кировской обл. Подлежал бдительному надзору ОГПУ СССР, трактовался как «не разоруженный национал-демократ». Повторно арестован 25.07.1937. Погиб в заключении. Обстоятельства смерти неизвестны. Реабилитирован 15.11.1957 г.

ИМШЕНИК Федор Петрович, литературовед, мемуарист, педагог. Криптоним: Хв. Ім. Родился 04.09.1884 в д. Хотиново Брест-Литовского уезда Гродненской губернии. Умер после 1931 г. предположительно в Уфе.  Был сотрудником газеты «Наша нива» («Наша ніва»). Окончил Юрьевский (Тартуский) университет. Во время учебы арестовывался за участие в студенческих волнениях. В 1906 – 1912 член Белорусской социалистической громады (БСГ). После окончания университета по приглашению Максима Богдановича переехал в Ярославль, преподавал в частной мужской гимназии. В 1918 вместе с Минском учительским институтом вернулся в Минск. Написал воспоминания о Максиме Богдановиче, литературном объединении и газете «Наша нива», о Ц. Гартном, В. Игнатовском. Арестован 15.07.1930 по делу «Союза освобождения Беларуси». 10.04.1931 по постановлению Коллегии ОГПУ сослан на 5 лет в Уфу. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1957 г.


ШАШАЛЕВИЧ Василь

ШАШАЛЕВИЧ Василь (Василий Антонович), драматург, поэт. Родился 09.01.1897, в д. Мхиничи Чериковского уезда Могилевской губернии (сейчас Краснопольский р-н Могилевской обл.).  Погиб 23.10.1941 в Томасинлаге. Брат прозаика Андрея Мрыя. Учился в том числе в Ярославском юридическом лицее (1915 - 1916). Из-за материальных проблем закончить лицей не смог. В 1918 вместе с братом и сестрами создал народный театр в Краснополье, писал для него одноактные пьесы. На профессиональной сцене его первая драма «Апраметная» («Преисподняя») (второе название «Зруйнаваная цемра» - «Разрушенная тьма») поставлена в 1925 г. Белорусской театральной студией в Москве. В 1926 - 1927 «Преисподняя» шла на сцене БДТ-2 (Белорусский драматический театр – 2), созданного на основе Белорусской театральной студии в Москве. Следующая пьеса «Змрок» («Сумерки») была поставлена БДТ-1 в Минске в 1927 г. Драма «Сімфонія гневу» («Симфония гнева») поставлена БДТ-1 в 1935 г. Первое стихотворение «Сож» опубликовал в 1927 году в журнале «Узвышша». Во второй половине 1920-х г. работал сценаристом на кинофабрике. Арестован ГПУ БССР в июле 1930 по делу «Союза освобождения Беларуси», находился под следствием до февраля 1931. Повторно арестован 28.10.1936; приговорен к 10 годам лагерей. Реабилитирован в 1957 г.

Сохранились воспоминания М. Хведаровича и С. Граховского, поэтов, бывших узников лагерей, о Василе Шашалевиче и две сцены третьего (последнего) акта «Симфонии гнева». Рукопись пьесы обнаружилась в Москве и была опубликована в журнале «Театральная Беларусь» в 1992 году. Как пишет исследователь Людмила Рублевская, именно эта пьеса послужила причиной политического преследования драматурга [11].

Сергей Граховский вспоминал: «Шашалевичи создали первый в районе драматический театр, в школе организовали драматический и литературный кружки, издавали рукописный журнал «Пралеска». Сатирический раздел в нем вел Андрей Шашалевич. Они ставили спектакли по пьесам Островского, Горького, Чехова для школьной самодеятельности, писали одноактовки, там же Василий Антонович начал писать свою знаменитую «Преисподнюю»» [4 c. 23].


Объединение «Узвышша». Крайний слева — Василь Шашалевич.

В 1933 году Шашалевич заканчивает пьесу «Симфония гнева» об угрозе фашизма и свободе личности. Главный герой пьесы талантливый композитор Сальк отказывается писать «Марш» в честь прихода к власти диктаторского режима. Его выгоняют из консерватории, он становится изгоем. Сальк говорит: «Мой вораг без лiку i без твару. Мой вораг — эпоха. З музыкi я сам сабе стварыў Галгофу, i эпоха мяне на ёй раскрыжавала» («Мой враг без образа и без лица. Мой враг – эпоха. Из музыки я сам себе создал Голгофу, и эпоха меня на ней распяла») [10 c. 381].

Сальку предлагают вернуться в консерваторию, но при условии, что он напишет покаянное письмо, в котором скажет, что музыка была украдена у него и использована бездомными бандитами для своей подрывной деятельности. Сальк отказывается на таких условиях возвращаться в консерваторию. Дома он не выдерживает позора и решает застрелиться. От самоубийства композитора спасает его жена. В этой сцене видна явная связь образа композитора Салька и белорусских писателей и культурных деятелей, которые вынуждены были писать подобные покаянные письма после допросов в НКВД. Известно, что Якуб Колас, Янка Купала пытались покончить с собой, а Владислав Игнатовский застрелился.

Драма заканчивается музыкальной сценой. Зрительный зал целиком вовлекается в сценическое действие. Сальк руководит оркестром на освещенной эстраде, оркестр исполняет марш из «Симфонии гнева». Группа зрителей встает и начинает петь «Марш голодных». Шеф полиции из ложи останавливает действие, полиция поднимается на сцену и арестовывает Салька. Салька ведут. С улицы доносится марш, который исполняют демонстранты, окружившие театр. Звучат последние слова Салька: «Што? Чуеце? Вы спынілі маю сімфонію тут, але там сімфонію гневу вы не спыніце! Не задушыце! Вы яшчэ пачуеце яе фінал! Яго пачуе ўся Еўропа!..» («Что? Слышите? Вы остановили мою симфонию здесь, но там симфонию гнева вы не остановите! Не задушите! Вы еще услышите ее финал! Его услышит вся Европа!..») [10 c. 385].

Пьесу поставили, но осудили за «формализм». Исследователь Дмитрий Мамочкин пишет: «Просто искоренялось все, в чем можно было заметить хоть росток идеи национальной и исторической особенности белорусов». 28 октября 1936 г. Василя Шашалевича арестовали.

Сергей Граховский вспоминает о Могилевской тюрьме: «Вечерами стихийно начинались концерты. Василий Шашалевич обычно тихо начинал своим красивым тенором… Василий Антонович стал душой скопления людей с разными судьбами, характерами, вкусами и настроениями, образованных и неграмотных мужиков» [5, c. 18].

Из Могилевской тюрьмы Шашалевич с туберкулезом попал в Томасинлаг. В лагере он был определен на «бумажную» работу, писал пьесы для лагерного самодеятельного театра. Одна из юмористических постановок не понравилась лагерному начальству. Его обвинили в дискредитации руководства лагеря. В качестве наказания драматурга отправили на лесоповал, где была подстроена его гибель: дерево было подпилено и свалено так, что упало на Шашалевича. Он опрокинулся лицом в костер, сильно обгорел, у него вытекли глаза. Ночью в лагерной санчасти Василь Шашалевич умер. Место его захоронения неизвестно.

Лежневич Алесь (Александр Францевич; псевдонимы: Аляксандр Бяздольны; Іосіф Церабеж), драматург, родился в 1890 г, в д. Сентеняты Виленской губернии, сейчас Сморгонский р-н Гродненской обл. В 1914 г. был мобилизован в царскую армию; воевал на Румынском фронте. В 1917 – 1920 г. в Одессе в Красной Армии, работал в обл. театре, был актером беженской организации «Беларускі гай». Учился в частной театральной школе. С 1920 г. в Минске был актером БДТ-1, в 1921 — его директором. В 1922 – 1926 г. жил в Москве, был директором белорусской студии Государственного института театрального искусства. Публиковался с 1924 года. Вместе с Я. Купалой и Ц. Гартным составил антологию «Беларускі дэкламатар Чырвоны Дудар» («Белорусский декламатор Красный Дударь»). С 1927 г. работал консультантом, ассистентом режиссера на кинофабрике «Советская Белоруссия» в Ленинграде. Арестован ОГПУ СССР 20.07.1930 в Ленинграде по делу «Союза освобождения Беларуси». 10.04.1931 постановлением Коллегии ОГПУ СССР сослан на 5 лет в Пошехонье-Володарск (Ярославская обл.). Арестован повторно в 1937. Расстрелян. Реабилитирован в 1957.

 

Фото: архив Тихона Чернякевича

В 1923 – 1927 годах в Москве по улице Арбат, дом 51, кв. 33 на квартире театрального деятеля и драматурга Алеся Лежневича размещался Белорусский государственный институт театрального искусства (БГИТИ) и его Белорусская драматическая студия в Москве. Ректором ее был хозяин квартиры. В доме бывали поэты Янка Купала, Якуб Колас, Констанция Буйло. В помещении студии был показан вертепный спектакль «Царь Максимилиан».

В 1929 году в «Белгоскино» был снят фильм «Песня весны» по роману Якуба Коласа «На прасторах жыцця» («На просторах жизни»). Режиссер – Владимир Гардин, сценарист – Алесь Лежневич. Фильм не сохранился.

ПАШКОВИЧ Иван Феликсович, журналист, педагог, родился 22.05.1898 г. в пос. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии, ныне город Витебской обл. Работал в системе Наркомпроса. Арестован 17.02.1930 г. по делу «Союза освобождения Беларуси». Осужден 10.04.1931 г. за «вредительство, антисоветскую агитацию» на 5 лет высылки. Наказание отбывал в Угличе (Россия, Ярославская обл.), освобожден 17.02.1935 г. Второй раз арестован 09.09.1937 г. в Угличе по адресу: ул. Ленина, д. 10, приговорен НКВД Ярославской обл. к высшей мере наказания. Расстрелян. Реабилитирован 19.09.1960.


ПАШКОВИЧ Иван

СКАНДРАКОВ Сергей Вячеславович, журналист, ученый, краевед (псевдонимы: Сергей Мглинский; Янка с Большого Поля), родился 9 (21).10.1876 г. в г. Мглин Черниговской губернии, (сейчас Брянская обл., Россия). Публиковался в газете «Минский листок». Был знаком с Я. Купалой и Я. Коласом. Член Белорусской социалистической громады. Редактор-издатель газеты «Голос Белоруссии»; первый ее номер вышел 01.01.1906 г., и газета сразу была запрещена властями. Основатель книжного товарищество «Минчанин». С 1911 г. директор Красноградской опытной станции в Полтавской губернии. С 1921 г. директор Белорусской агрономической станции под Минском. В 1923 – 1925 г. ученый секретарь Центрального бюро краеведения при Институте белорусской культуры.


СКАНДРАКОВ Сергей

Автор научно-популярных очерков по агрономии, статей по краеведению, Скандраков послужил прототипом для образа ученого Кандаковича в трилогии Я. Коласа «На ростанях» («На перепутье») [12]. Арестован ГПУ БССР 06.07.1930 г. по делу «Союза освобождения Беларуси». Выслан в Ярославль. С 1931 работал на научных и педагогических должностях в Ярославле, Мичуринске, Душанбе, Алма-Ате, Караганде. Реабилитирован. Сохранился лишь рассказ «Аграном Сэрадэля», опубликованный в журнале «Маладняк» в 1924 г.

Внимательное прочтение художественных текстов, этого немногочисленного, но дошедшего до нас наследия дает возможность иначе взглянуть и на современную белорусскую литературу. Литературовед Тихон Чернякевич поясняет: «Чтобы примерно представить себе масштаб трагедии, можно обратиться к опубликованным протоколам обыска. Например, у Михася Зарецкого указано изъятие «рукописи на 3129 листах, переписки на 953 листах»». Даже по отрывкам, сохранившимся в рукописях, мы видим, какой большой пласт литературы был уничтожен, сколько талантливых произведений не было написано сосланными и расстрелянными поэтами, писателями, драматургами. Не только современная белорусская литература, но и мировая культура могла бы быть богаче, ярче, разнообразнее.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Адамушка У. Палітычныя рэпрэсіі 20 – 50-х гадоў на Беларусі. – Мінск, 1994.
  2. Азгур З. Гаварыў ён шчыра… Згадка пра Васіля Шашалевіча ў яго 90-годдзе // ЛіМ, 1987, 9 студзеня.
  3. Беларускія пісьменнікі: Бібліяграфічны слоўнік. У 6 т. /пад рэд. А.І. Мальдзіса. – Мінск: БелЭн, 1992 – 1995.
  4. Грахоўскі С. Два лёсы – дзве трагедыі // Маладосць, 1988, № 1.
  5. Грахоўскі С. Так і было. Мінск, 1986.
  6. Ігнаценка І., Кароль А. Усевалад Ігнатоўскі і яго час. – Мінск, 1991.
  7. Каханоўскі Г. Таямніцы за Чортавым мастом // Маладосць, 1995, № 5.
  8. Маракоў Л. Рэпрэсаваныя лiтаратары, навукоўцы, работнiкi асветы, грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi. 1794-1991. Энцыклапедычны даведнік у 3-х тамах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marakou.by/by  - Дата доступа: 25.07.2017.
  9. Платонов Р. Перед крутым поворотом: Тенденции в политической и духовной жизни Беларуси (1925—1928): Отражение времени в архивных документах. Минск, 2001.
  10. Растраляная літаратура: творы беларускіх пісьменнікаў, загубленых карнымі органамі бальшавіцкай улады. — Мінск: Кнігазбор, 2008.
  11. Рублевская Л. Симфония гнева и огня // Советская Белоруссия, № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016
  12. Скалабан В. Па слядах Сяргея Мглінскага // Мастацтва Беларусі. 1986, № 11.
  13. Хведаровіч М. Мой шчыры, сціплы таварыш // ЛіМ, 1977, 7 студзеня.

Автор
Лада Морза
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе