Рождественские елки в начале XX века специально не выращивали. На продажу их привозили предприимчивые селяне.
Два праздника
Несмотря на близость Ярославля к Москве и Санкт-Петербургу, где еще при Петре начали широко отмечать Новый год, в Ярославле первое упоминание об этом светском празднике встречается лишь в шестидесятых годах XIX века. Патриархальный Ярославль не принял «нововведение», которое приходилось как раз на строгий Рождественский пост. Когда в столицах праздновали и веселились, наши купцы по старинке, перекрестясь, ложились спать. Ведь для них праздник наступал лишь через семь дней.
Зато встреча Рождества превращалась для наших предпринимателей в целый ритуал.
И какой праздник без рождественских открыток? Дизайнеры начала XX века наводнили империю своей продукцией.
С Рождеством-с
Уже с утра после встречи Рождества можно было разговеться – откушать вина и водочки, купцы принимали посетителей.
В Ярославле существовала традиция, которой придерживались многие «люди из общества» и «предприниматели». Рано поутру они шли с визитами к городским купцам первой гильдии – самым богатым и влиятельным горожанам. Иногда купец не был расположен принять посетителя, тогда тот оставлял в специальной книге поздравление благодетелю и его семейству. Ежели визитер все-таки допускался до высшей особы, то его чествовали рюмкой спиртного и небольшой закуской.
Здесь тоже все было непросто. Сорт поднесенного напитка точно соответствовал статусу пришедшего по отношению к хозяину дома. Равным по статусу наливали коньяк «Мартель», людям попроще – «Смирновскую» водку. Однако ниже рябиновой настойки все же поить не полагалось – иначе можно было обидеть человека.
За день иной купчина мог обойти полгорода. Представляете, каким он возвращался вечером домой?
Рождественские праздники патриархальному Ярославлю давали возможность перевести дух от наступления нового времени с его машинами и скоростями.
Людей посмотреть и себя показать
А дома ждали жена и дети. И в Рождество, да и когда позднее стали отмечать в Ярославле Новый год, женщины сидели дома. Не потому, что им запрещали выходить – просто было принято, что женщина должна следить за домашним очагом и иногда помогать прислуге по хозяйству. Впрочем, с конца XIX века в Ярославль пришла мода на рождественские благотворительные балы, которые устраивала интеллигенция – врачи, учителя, журналисты. Вот там дамы бывать очень любили – где еще можно похвастаться модными нарядами и шубами? Кстати, одной из ярославских традиций были «гулянья» – своеобразный парад мод. Пары чинно прогуливались по Казанскому (ныне Первомайскому) бульвару и Волжской набережной и про себя отмечали, одеты ли они наряднее и богаче соседей, или что-то стоит срочно изменить в своем гардеробе.
Для детишек и молодежи Рождество было особым праздником – ведь в это время было принято дарить подарки.
Сюрпризы были очень просты – конфеты, повешенные на елку, бумажные журавлики, куклы, вырезанные из картона, рождественские звезды, хлопушки, щелкунчики. Ребенок мог беспрепятственно снять с елки понравившиеся игрушки.
Молодежь веселилась от души. После Рождества в городе в огромных количествах открывались балаганы и балаганчики, позднее стали устраиваться цирковые представления. Любили ярославцы и кулачные бои. Особенно отличались в них жители современного Красноперекопского района, которые, впрочем, и сейчас слывут самыми лихими ярославцами.
Зоя Капралова.
Фото из архива Александра Несытова.
Родной город